Рустер Когберн, обзор фильма жанра вестерн с Джоном Уэйном и Кэтрин Хепберн

Сиквел Железной Хватки – Рустер Когберн: вестерн-бенефис на двоих

Снятый ровно полвека назад «Rooster Cogburn» впервые свёл на экране двух ярчайших звёзд Золотого века американского кинематографа. Имена Джона Уэйна и Кэтрин Хёпберн в афишах фильмов гарантировано собирали полные залы в 1930 – 1950-е года. В конце шестидесятых, когда начиналась эпоха Нового Голливуда, они вновь напомнили о себе яркими ролями, заслуженно удостоенными премии «Оскар». Для их экранного бенефиса и был создан сюжет ленты, которую мы вспоминаем.

Названием фильма стало имя персонажа Джона Уэйна – брутального то ли шерифа, то ли маршала с пиратской повязкой на глазу. Образ Рубена Когберна, прозванного за драчливый характер Rooster, то есть Петух, был создан писателем Чарльзом Портисом в 1968 году в романе «Железная хватка» и уже через год был перенесён в кино известным режиссёром Генри Хэтэуэем, поставившим немало вестернов, в том числе и с Джоном Уэйном в главной роли. Вышедший на экраны в 1969-м «True Grit» (в русском переводе «Настоящее мужество») принёс главному киноковбою Голливуда Джону Уэйну его единственного «Оскара». Продюсер этой ленты Хол Уоллис (за плечами которого были такие легендарные ленты, как «Ревущие двадцатые», «Касабланка» и др.) решил продолжить экранную жизнь героя. Основным сценаристом нового кинопроекта стала супруга Уоллиса актриса Марта Хайер (в титрах ставшая Мартином Жульеном), решившая соединить приключения шерифа Когберна с линией, напоминавшей сюжет знаменитой «Африканской королевы» (1951), той популярной приключенческой ленты, где блистала Кэтрин Хёпберн в паре с Хэмфри Богартом. Сыгранную в том фильме великой актрисой чопорную миссионерку Розу можно было бы счесть младшей сестрой отважной Юлы Гуднайт из «Петуха Когберна».

Прочертим немного сюжетную канву вспоминаемого нами вестерна. Время действия условно можно датировать 1870-ми годами – тем самым временем, когда отбушевавшая недавно Гражданская война, породила немало лихих людей, пытавшихся свой навык владения оружием использовать в противозаконных целях. Им то и противостоит Рустер Когберн, предпочитающий не доводить дело до суда, а решать его на месте меткими выстрелами. За это чрезмерное кровопролитие местный судья лишает шерифа его значка.

Суть претензий судьи Когберну рельефно обозначена в такой фразе: «Богатые люди выбирают места, где закон охраняет, а не убивает. Запад меняется, а вы не хотите этого понять». Возвращая судье символ шерифской власти персонаж Уэйна замечает: «Но за пределами этой территории и понятия не имеют об этих новых законах. Мы знаем их, а они нет».

Впрочем, вскоре опасность, исходящая от одной жестокой банды, намеревающейся ограбить банк, заставляет судью вернуть Когберну прежние полномочия. И бесстрашный шериф, не дожидаясь обещанной подмоги, отправляется в погоню за бандитами. А шайка Хоука, к тому времени, жестоко расправляется с солдатами, охранявшими обоз со взрывчаткой, что необходима бандитам в качестве универсальной отмычки для банковских сейфов. Жертвой этих головорезов становится и старик-миссионер в небольшом индейском поселении. Его немолодая дочь, мисс Юла Гуднайт и индейский юноша по прозвищу Волк, вопреки желанию Когберна, решают сопровождать его в полном опасностей преследовании бандитов. Сестра-проповедница приводит перед этим не безызвестную нам цитату с отсылкой к первоисточнику:

«Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет. Как говорится в Евангелии от Матфея».

Такова завязка истории, дальнейшее действие которой раскрывает перед зрителем и характеры героев (острого на язык южанина и манерной северянки с обилием библейских цитат на все случаи жизни). Герои проявляют в минуты опасности те качества, которые заставляют их проникнуться друг к другу симпатией и чувством локтя.

Смотрите еще  Меня зовут Никто (Il Mio nome è Nessuno): полувековой юбилей культового спагетти-вестерна

На режиссёрское кресло был приглашён Стюарт Миллар, долгое время занимавшийся продюсированием, а незадолго до этого сам снявший вестерн «Когда умирают легенды» с Ричардом Уидмарком и Фредериком Форрестом в главных ролях. Местом же съёмок осенью 1974 года стали живописные места штата Орегон. И, конечно же, стоит отметить экранную магию, что создают в кадре Джон Уэйн и Кэтрин Хёпберн. В созданных ими персонажах как бы просвечивают прежние роли двух великих мастеров киноэкрана. Будто бы реинкарнируются полюбившиеся зрителями разных поколений бесстрашные и бесхитростные ковбои Уэйна и самодостаточные деловые дамы, что были сыграны самой оскароносной актрисой мирового кино.

Замечателен и актёрский состав и второго плана «Rooster Cogburn (…and the Lady)», как более полно звучит название этого вестерна. Чего стоит хотя бы китайский приятель главного героя, вызывающий неизменную улыбку зрителей. Его образ на экране создал большой мастер эпизодических ролей Стротер Мартин, которого можно увидеть во многих вестернах, в том числе «В человеке, который застрелил Либерти Вэланса» Джона Форда и «Дикой банде» Сэма Пекинпа. Сложного персонажа в «Петухе Когберне» сыграл и Энтони Цербе (известный многим по роли советника Хаманна в культовой франшизе «Матрица»). Созданный им проводник Брид, кажется, чтит только деньги и не видит проблему в том, чтобы помогать шайке преступников. Но в решающий момент он отплачивает добром за добро своему бывшему армейскому командиру, а ныне шерифу, Когберну.

Смотрите еще  Герой (2017) - чем заняться Конагеру на пенсии?

Стоит похвалить и операторскую работу Гарри Стрэдлинга-младшего (снявшего чуть позже, популярный в советском прокате, боевик «Конвой»). А с музыкальным оформлением ленты превосходно справился, здравствующий ныне, Лоуренс Розенталь, известный своими саундтреками к таким оскароносным фильмам, как «Бекет» (1964) и «Человек из Ламанчи» (1972).

Остаётся лишь добавить, что братья Коэн в 2010 году вернули на экран киногероя своей юности, сняв вестерн «Железная хватка», более точно следующий канве одноимённого романа Чарльза Портиса. Роль же шерифа с пиратской повязкой в этой экранной истории, получившей десять номинаций на премию «Оскар», исполнил замечательный Джефф Бриджес. Но это уже совсем другая история.

Смотреть Рустер Когберн (1975) онлайн:

Нажмите для получения ссылки...

Мисс Юла замечает Когберну: Алкоголь на пустой желудок убил больше людей, чем бандитские пули
Мисс Юла замечает Когберну: “Алкоголь на пустой желудок убил больше людей, чем бандитские пули”

Историк культуры и киновед, ведущий сообществ КИНОлоция и ПИИТ, лектор-фрилансер