После ряда публикаций о любителях музыкальной ржавчины (Robots, Sharks), хочу обратить внимание на самого нержавеющего героя нашего коллективного бессознательного. Примерно одну двадцатую безапелляционной крутизны американских восьмидесятых в массовой культуре приходится на этого персонажа единолично. И раз уж в нашем видеоигровом разделе царит алогичная анархия, то пускай этот консервированный боевой мертвец наведёт здесь порядок.
Как и в случае с Безумным Максом – ещё одним ранее упоминаемым героем боевиков эпохи гнусавых переводов и гипертрофированной маскулинности, судьбу железного дровосека на видеоигровой ниве сложно назвать однозначно успешной. Да, собратья-миллениалы, все мы с тёплой ностальгией можем вспомнить странные восьмибитные явления М.С. Робокопа на той самой приставке с серым слоником. И это один из явных примеров недостоверности памяти. Объективно эти игры – цифровой мусор. Единственное путёвое явление Робосора (примерно так я планирую его периодически называть, в качестве мести за очернение образа неформалов) происходило в его кроссовере с терминатором на SMD/SNES. Та игра была отличной, без скидок на давность лет.
На ПК же железный рыцарь правосудия заходил на моей памяти в 2003 году. Заходил он так бездарно, что сразу канул в бездну убогих пострелушек, почти неотличимых от первых шагов пубертатных хакеров в геймдизайне. Короче говоря, до настоящего времени всё было не очень хорошо у франшизы: упадок как в Детройте реальном. Так дела обстояли до 2023 года.
Robocop Rouge City наконец-то даёт возможность почувствовать себя в легендарной консерве, вдохнуть аналоговые восьмидесятые полной железной грудью, сохраняя первоначальный дух творения Пола Верховена, с его фирменными сатирой и ультранасилием. А ещё вам нужно будет посещать психотерапевта, собирать пожелания о скорейшем выздоровлении раненого коллеги и даже чинить электропроводку в родном участке. Потому что под кибернетической маской турбобоевика прячется вторая личность игры: милый полицейский процедурал, почти как «Улицы разбитых фонарей».
Ходячий замок на крови
Вступительная миссия никак не намекает на вторую личину. Здесь от лица (или нижней челюсти) киборга нужно освобождать захваченный ультрапанками телецентр. Игра производит сногсшибательное первое впечатление, если говорить про аудиовизуальную часть: чисто технически выглядит и звучит отлично, особенно учитывая средний бюджет и восточно-европейское происхождение. Фантастическое внимание к деталям делает эту игру лучшим контентом по вселенной, равноправно сравнимой с оригинальными фильмами. При этом, как и Неуравновешенный Максим – это не фан-сервис ради фан-сервиса. Создаётся ощущение, что мир персонажа изолирован в пространстве и времени, и как будто с реальных восьмидесятых и не проходило уже три с лишним десятка лет. Это невероятное достижение и по таким случаям должен быть написан не один вагон культурологических эссе. Хотя что-то похожее было с игроизацией Охотников За Приведениями. Вернёмся к этому вопросу осенью, а пока посмотрим на геймплей.
Шутерная составляющая представляет из себя отыгрыш ходячей крепости, чего мне лично очень давно не доставало. О неуместной гиперактивности главного героя я писал ещё в статье про Биошок. Здесь это было бы излишне вдвойне и благо этого нет. Робосор медленный и несокрушимый. Он не может прыгать, не может бегать. Двигаясь неумолимо и неспешно, как злой рок, которому вражьи пули нипочём, он олицетворяет собой достоинство и холодную крутизну. Ну, разве что можно иногда идти чуть-чуть быстрее.
Радует и решение с оружием. Каноничный полуавтоматический пистолет хрен-его-знает-какого калибра (на самом деле он называется Auto9) также впервые занимает достойное положение. Вместо стартового пугача с бесконечными патронами он становится… лудоманистическим пугачем! Да, от этого ствола за всю игру не избавиться, но можно неистово перебирать его характеристики, что представляет из себя занятную мини-игру, в духе хакинга из того же Биошока.
Остальные трофейные пушки также вполне пристойны и аутентичны. Арсенал представлен героями всё той же эпохи: узи, калаши (причём АК74) и прочие знакомые всем по художественным фильмам инструменты смертоубийства трофеятся в огромных количествах. Система «два ствола в одни руки», так ненавистная всем игрокам в стрелялки первой половине десятых, здесь обоснована нарративно и просто очень хорошо сделана.
Также нарративно обоснован и уровень кровожадности, даже более щадящий, если сравнивать с киношным первоисточником. Вообще, шутерная часть геймплея напоминает о законодателе стрелковых мод, серии Doom. Например, масса всевозможных способностей на горячих клавишах напоминает о Doom Eternal. И не удивлюсь, если размеренность и тяжеловесность главного героя новой части саги Doom Dark Ages вдохновлена именно этой игрой. Такой вот взаимный обмен художественными взглядами на пострелушки.
Полицейские будни
Но Robocop Rouge City не совсем шутер. Сразу после вступительной миссии игрока погружают в полицейскую рутину. В около-открытом мире камерных локаций, таких как участок, или пара кварталов улиц, нас ждёт настоящая полицейская работа: осмотр мест преступлений своими киберглазищами, выдача штрафов за неправильную парковку и за курение в неположенном месте. Даже котёнка с дерева (из подвала, на самом деле) можно спасти! Или ещё круче: станцевать «танец робота» под майклджексонообразный попсач из бумбокса на потеху детворе.
Зачем многомиллионному кошмару трансгуманиста заниматься всякой ерундой? Ну, дело в том, Robocop Rouge City – это замиксованная с шутером упрощённая РПГ, примерно, как четвёртая часть Фоллаута (обзор на сериал), только многократно меньше и проще. И это производит неизгладимое впечатление своей неожиданностью, ведь решительно невозможно ожидать массы диалогов с моральными выборами и всем таким от игры про Робокопа.
Воскрешенный Алекс Мёрфи впервые в истории всей франшизы становится персонажем, а не архетипом. Ведь речи у него в этой игре больше, чем во всех фильмах, сериалах, мультсериалах, комиксах и т.п. вместе взятых. Здешний Робокоп однозначно живой человек, со своим характером: в репликах множество легкой иронии, но без скатывания в фарс. Это очень характерный метамодернистский ход – возвращение к истокам, не теряя памяти о будущем.
Сюжетно мы находимся где-то между первым и вторым фильмами и, что ещё больше роднит игру с геймдизайном студии Bethesda, основной сюжет нельзя назвать захватывающим. То есть после десятка часов игры я прямо затрудняюсь сказать, о чём вообще речь. Вместо этого запоминаются второстепенные персонажи и общая атмосфера техно-нуара. Первые бережно перенесены из фильмов и являются как бы слепком самих себя. Не основные персонажи истории, а NPC, создающие жизнь вокруг. Дорогие коллеги и соседи, ведь железный дровосек буквально живёт на работе. Ну и новички, не имеющие киношных прародителей, здесь удались на славу.
В итоге игра ощущается как ненапряжный просмотр сезона криминальной драмы из 80х. У вас появляются свои любимчики, появление которых в кадре вызывает разнообразные эмоции, а их выпуклые характеры дарят душевный покой.
Техобслуживание
Robocop Rouge City – образцовый представитель сегмента АА-игр, так что шероховатостей здесь хватает. Размеренный темп игры очень часто открывает пустые пространства и из-за декораций просвечивают местами бедные и несуразные анимации. Более всего это заметно на диалогах, на которые просто неинтересно смотреть. Все эти отлично сделанные лица в своих анимациях, конечно, не вызывают зловещую долину, но, опять-таки, заставляют вспомнить студию Bethesda.
Вышеупомянутые ролевые механики представлены в таких малых объемах, что не очень понятно, как именно они работают и работают ли вообще. Влияет ли хоть на что-нибудь система репутации и отношение персонажей – сказать сложно. Возможно, я вернусь к ней в комментариях к пройденному, если будет стоить того.
Однако несмотря на то, что все элементы игры, кроме разве что шутерного, слабы по отдельности, они отлично работают вместе. Как в случае с полумифическим жанром симуляторов погружения, целое здесь куда больше суммы частей. Это целое звучит и выглядит как более уравновешенный Макс Пейн, который ещё совсем не на грани. На влияние последнего намекает не только замедление времени в перестрелках, но и аранжировка темы из главного меню.
Так что не будьте душными, мешки из плоти! Лучше врубите свой любимый синтвейв (после просмотра художественного фильма «Драйв» у вас есть любимый синтвейв) и насладитесь атмосферой дождливых мегаполисов, погрязших в преступности и сиянии электроннолучевых кинескопов. Ведь совсем скоро, парни, вас ждёт вторая серия под заголовком Unfinished Business. А пока защищаем закон и порядок как можем!
Плюсы:
+ Ода боевикам восьмидесятых
+ Увлекательная шутерная часть
+ Густая и насыщенная атмосфера
Минусы:
– Техническая шероховатость
– Некоторое однообразие локаций
Подводные камни:
Красота стоит денег! На бюджетных системах возможны просадки.