Роберт Редфорд, 10 лучших фильмов

Роберт Редфорд: 10 лучших фильмов человека, который был Сандэнсем

Завершилась длинная и замечательная жизнь американского актёра и режиссёра Роберта Редфорда. По-киношному говоря: лента его судьбы обрела свой окончательный монтаж. Легенда мирового кинематографа, он ещё при жизни получил всевозможные знаки почёта и признания, из равных ему можно назвать Клинта Иствуда или Джека Николсона. И вот теперь из плена потусторонного мира Роберт окончательно переместился в заэкранную вечность, где время уже не властно над ним. Многие сыгранные им персонажи будут дарить радость встречи с ними и новым поколениям зрителей, как это было уже с миллионами поклонников кино в предшествовавшие десятилетия. Редфорд не только снимался, но и сам снимал кино и за свой дебютный фильм «Обыкновенные люди» (1980) он получил премию «Оскар» за лучшую режиссуру. Но мы вспомним его актёрские работы, всего лишь десять из восьмидесяти сыгранных им ролей.

«Погоня» (1966)

В этом нео-вестерне Артура Пенна звёздный актёрский ансамбль, включая Марлона Брандо, Джейн Фонду, Роберта Дюваля, Джеймса Фокса. Редфорду же в этой экранизации пьесы знаменитой Лилианы Хеллман досталась роль Баббера Ривза – человека вне закона, бежавшего из тюрьмы заключённого, которого цепь злоключений приводит в родные места и ставит в положение «жертвы», на которую объявлена охота. Фильм с успехом шёл и в советском прокате в начале семидесятых, скорее всего, интерпретируясь, как обличение «прогнившего Запада».

Погоня 1966, краткий обзор фильма с Марлоном Брандо и Робертом Редфордом

«Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» (1969)

Эта лента входит в десятку величайших вестернов за всю историю мирового кино (по версии Американского киноинститута). Но также фильм режиссёра Джорджа Роя Хилла можно причислить и к жанру buddy movie (так называемого «приятельского кино»), где в центре сюжета дружба и приключения двух героев. Здесь их имена даже вынесены в название кинокартины. Это два знаменитых на рубеже XIX – XX вв. грабителя банков и поездов, экранными аватарами которых стали Роберт Редфорд и его партнёр, великий Пол Ньюмен. Сценаристом истории их экранной жизни стал великолепный мастер своего дела Уильям Голдмен, заслуженно получивший за свою работу в этой ленте премию «Оскар». А на одном из авторитетнейших сайтов о кино Rotten Tomatoes, суммируя зрительскую оценку в 8,3 балла, так кратко формулирует нетускнеющую притягательность этой выдающейся ленты:

«Благодаря культовому дуэту Пола Ньюмана и Роберта Редфорда, остроумному сценарию и музыке Берта Бакарака фильм «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» стал одним из определяющих моментов в американском кинематографе конца 60-х».

Буч Кэссиди и Санденс Кид, 1969, краткий обзор фильма с Редфордом и Ньюменом

«Малыш Фаусс и Большой Хэлси» (1970)

Этот фильм о паре мотоциклистов, с комедийно-драматическими ситуациями, снял канадец Сидни Фьюри, известный к тому времени своей лентой «Досье Ипкресс» – начавшей альтернативную бондиану об агенте Палмере. Редфорд здесь сыграл старшего героя из друзей-соперников – Большого Хэлси. Лента не очень известная и малорейтинговая, но достойная внимания поклонников жанра роуд-муви. Кстати, заглавную песню для фильма («The Ballad of Little Fauss and Big Halsy») написал сам Джонни Кэш.

Смотрите еще  Hostiles (2017): недруги получше друзей

Johnny Cash – Ballad of Little Fauss and Big Halsy:

«Иеремия Джонсон» (1972)

Эта лента Сидни Поллака, претендовавшая на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестивале, переносит зрителей в середину XIX столетия. Главный герой (именем которого и назван фильм) городской жизни предпочитает жизнь на лоне природы. Сыгранный Редфордом персонаж, имея за плечами участие в Первой Мексиканской войне, трофеем в которой стали обширные территории Техаса, тяготится насилием и стремится жить в гармонии с природой. Но, волею обстоятельств Иеремия Джонсон вновь принужден вступить на тропу войны…

Иеремия Джонсон  (1972), постер к зимнему вестерну с Робертом Редфордом

«Афера» (1973)

Поставивший эту криминальную драмеди Джордж Рой Хилл, вновь свёл на экране двух друзей – Роберта Редфорда и Пола Ньюмена. Теперь они составили пару ловких аферистов, которые в Чикаго середины тридцатых прошлого века должны отомстить местному боссу мафии, в роли которого выступил прекрасный британский актёр и писатель Роберт Шоу. Фильм был номинирован на премию «Оскар» сразу в десяти категориях, в семи из которых (в том числе и за «лучший фильм» и «лучшую режиссуру») одержал победу.

Афера 1973, краткий обзор фильма с Робертом Редфордом и Полом Ньюменом

«Три дня Кондора» (1975)

Этот политический триллер, вышедший на экраны ровно полвека назад – в конце сентября 1975 года, с успехом шёл и в советских кинотеатрах начала восьмидесятых, а чуть позже у нас в издательстве «Молодая гвардия» вышел и политический детектив, что стал основой киносценария. Джо Тёрнер, сотрудник одной из небольших компаний, обслуживающих интересы ЦРУ, чудом остаётся в живых, когда секретная служба производит зачистку лишних свидетелей. На Кондора (под таким кодовым именем работал главный герой) объявлена охота, а он сам пытается выявить тайную организацию внутри американской разведки, которая разрабатывает и осуществляет военные перевороты в странах «третьего мира».

Три дня Кондора 1975, краткое содержание фильма

«Вся президентская рать» (1976)

Фильм Алана Пакулы рассказывает историю знаменитого Уотергейтского скандала, приведшего к отставке президента США Никсона. В центре сюжета расследование двух здравствующих и поныне журналистов Боба Вудворта (его роль исполнил Редфорд) и Карла Бернстейна (его представил на экране бесподобный Дастин Хоффман). Кстати, сценаристом ленты вновь выступил Уильям Голдмен и на этот раз отмеченный премией «Оскар» за свою работу.

Смотрите еще  «Славные парни» Скорсезе - великий гангстерский кинороман

Вся президентская рать 1976, коротко о фильме

«Брубейкер» (1980)

Постановщик этой драматической ленты Стюарт Розенберг ещё в 1967-м прославился своим «Хладнокровным Люком» на ту же тему – тюремной жизни. В той ленте главную роль исполнил Пол Ньюмен, а в этой его друг Роберт Редфорд. И вновь названием становится имя, вернее фамилия, героя. Под личиной заключённого он познаёт изнанку жизни в этом пенитенциарном учреждении, которое не очень-то озабочено исправлением заключённых. Можно ли реформировать тюремную обитель, и кто же такой Брубейкер? Это вы сможете узнать, посмотрев ленту, одну из заметных ролей в которой сыграл также Морган Фримен.

«Из Африки» (1985)

Ещё одна прекрасная лента Сидни Поллака, на этот раз экранизация автобиографической книги датской писательницы Карен Бликсен, которую представила на экране Мерил Стрип, а её возлюбленного – бесстрашного охотника Денниса Хаттона – Роберт Редфорд. История отношений этих двух людей из Европы, пытающихся вписаться в африканский мир, и составляет суть экранной истории. Как пишет киновед Галина Компаниченко:

«Зачарованный чёрным континентом, Деннис открывает Карен настоящую Африку – горячую, ослепительную и таинственную, подчиняющую как наркотик и в то же время отрезвляющую, дающую понять, насколько мал человек и сколько нужно мудрости и смирения, чтобы найти своё место не затеряться в бесконечности окружающего мира».

Фильм получил сразу семь статуэток «Оскара», в том числе и в главных номинациях («лучший фильм», «лучшая режиссура», «лучший сценарий», «лучшая операторская работа», «лучшая музыка»).

Из Африки 1985, постер к фильму

«Шпионские игры» (2001)

В этом политическом триллера Тони Скотта, Роберт Редфорд играет высокопоставленного сотрудника ЦРУ Натана Мьюра, которому в последний день перед выходом на пенсию «повезло» узнать, что его агент (его роль исполнил Брэд Питт) арестован в Китае, что может сорвать важную встречу руководителей стран на высшем уровне. Но персонаж Редфорда решает рискнуть и вызволить своего агента, не полагаясь на дипломатические каналы.

Шпионские игры, 2001, фрагмент постера фильма

В качестве постскриптума нужно вспомнить, что одним главным делом жизни великого мастера американского кино стало создание самого значимого мирового фестиваля независимого кино, получившего имя экранного персонажа, сыгранного Робертом Редфордом ещё в конце 1960-х. Вот как отмечает заслуги Редфорда в своём некрологе популярное издание Variety: «он стал крёстным отцом независимого кино, основав Институт кино Сандэнс…», «в расцвете сил мало кто мог сравниться с ним как со звездой кино» и «в свои 70 лет Редфорд был одной из самых ярких кинозвёзд». От себя добавим: свет этой звезды ещё долго будет согревать сердца зрителей.

Историк культуры и киновед, ведущий сообществ КИНОлоция и ПИИТ, лектор-фрилансер