Роберт Редфорд, 10 лучших фильмов

Роберт Редфорд: 10 лучших фильмов человека, который был Сандэнсем

Завершилась длинная и замечательная жизнь американского актёра и режиссёра Роберта Редфорда. По-киношному говоря: лента его судьбы обрела свой окончательный монтаж. Легенда мирового кинематографа, он ещё при жизни получил всевозможные знаки почёта и признания, из равных ему можно назвать Клинта Иствуда или Джека Николсона. И вот теперь из плена потусторонного мира Роберт окончательно переместился в заэкранную вечность, где время уже не властно над ним. Многие сыгранные им персонажи будут дарить радость встречи с ними и новым поколениям зрителей, как это было уже с миллионами поклонников кино в предшествовавшие десятилетия. Редфорд не только снимался, но и сам снимал кино и за свой дебютный фильм «Обыкновенные люди» (1980) он получил премию «Оскар» за лучшую режиссуру. Но мы вспомним его актёрские работы, всего лишь десять из восьмидесяти сыгранных им ролей.

«Погоня» (1966)

В этом нео-вестерне Артура Пенна звёздный актёрский ансамбль, включая Марлона Брандо, Джейн Фонду, Роберта Дюваля, Джеймса Фокса. Редфорду же в этой экранизации пьесы знаменитой Лилианы Хеллман досталась роль Баббера Ривза – человека вне закона, бежавшего из тюрьмы заключённого, которого цепь злоключений приводит в родные места и ставит в положение «жертвы», на которую объявлена охота. Фильм с успехом шёл и в советском прокате в начале семидесятых, скорее всего, интерпретируясь, как обличение «прогнившего Запада».

Погоня 1966, краткий обзор фильма с Марлоном Брандо и Робертом Редфордом

«Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» (1969)

Эта лента входит в десятку величайших вестернов за всю историю мирового кино (по версии Американского киноинститута). Но также фильм режиссёра Джорджа Роя Хилла можно причислить и к жанру buddy movie (так называемого «приятельского кино»), где в центре сюжета дружба и приключения двух героев. Здесь их имена даже вынесены в название кинокартины. Это два знаменитых на рубеже XIX – XX вв. грабителя банков и поездов, экранными аватарами которых стали Роберт Редфорд и его партнёр, великий Пол Ньюмен. Сценаристом истории их экранной жизни стал великолепный мастер своего дела Уильям Голдмен, заслуженно получивший за свою работу в этой ленте премию «Оскар». А на одном из авторитетнейших сайтов о кино Rotten Tomatoes, суммируя зрительскую оценку в 8,3 балла, так кратко формулирует нетускнеющую притягательность этой выдающейся ленты:

«Благодаря культовому дуэту Пола Ньюмана и Роберта Редфорда, остроумному сценарию и музыке Берта Бакарака фильм «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» стал одним из определяющих моментов в американском кинематографе конца 60-х».

Буч Кэссиди и Санденс Кид, 1969, краткий обзор фильма с Редфордом и Ньюменом

«Малыш Фаусс и Большой Хэлси» (1970)

Этот фильм о паре мотоциклистов, с комедийно-драматическими ситуациями, снял канадец Сидни Фьюри, известный к тому времени своей лентой «Досье Ипкресс» – начавшей альтернативную бондиану об агенте Палмере. Редфорд здесь сыграл старшего героя из друзей-соперников – Большого Хэлси. Лента не очень известная и малорейтинговая, но достойная внимания поклонников жанра роуд-муви. Кстати, заглавную песню для фильма («The Ballad of Little Fauss and Big Halsy») написал сам Джонни Кэш.

Смотрите еще  Меня зовут Никто (Il Mio nome è Nessuno): полувековой юбилей культового спагетти-вестерна

Johnny Cash – Ballad of Little Fauss and Big Halsy:

Малыш Фаусс и Большой Хэлси, краткий обзор

«Иеремия Джонсон» (1972)

Эта лента Сидни Поллака, претендовавшая на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестивале, переносит зрителей в середину XIX столетия. Главный герой (именем которого и назван фильм) городской жизни предпочитает жизнь на лоне природы. Сыгранный Редфордом персонаж, имея за плечами участие в Первой Мексиканской войне, трофеем в которой стали обширные территории Техаса, тяготится насилием и стремится жить в гармонии с природой. Но, волею обстоятельств Иеремия Джонсон вновь принужден вступить на тропу войны…

Иеремия Джонсон  (1972), постер к зимнему вестерну с Робертом Редфордом

«Афера» (1973)

Поставивший эту криминальную драмеди Джордж Рой Хилл, вновь свёл на экране двух друзей – Роберта Редфорда и Пола Ньюмена. Теперь они составили пару ловких аферистов, которые в Чикаго середины тридцатых прошлого века должны отомстить местному боссу мафии, в роли которого выступил прекрасный британский актёр и писатель Роберт Шоу. Фильм был номинирован на премию «Оскар» сразу в десяти категориях, в семи из которых (в том числе и за «лучший фильм» и «лучшую режиссуру») одержал победу.

Афера 1973, краткий обзор фильма с Робертом Редфордом и Полом Ньюменом

«Три дня Кондора» (1975)

Этот политический триллер, вышедший на экраны ровно полвека назад – в конце сентября 1975 года, с успехом шёл и в советских кинотеатрах начала восьмидесятых, а чуть позже у нас в издательстве «Молодая гвардия» вышел и политический детектив, что стал основой киносценария. Джо Тёрнер, сотрудник одной из небольших компаний, обслуживающих интересы ЦРУ, чудом остаётся в живых, когда секретная служба производит зачистку лишних свидетелей. На Кондора (под таким кодовым именем работал главный герой) объявлена охота, а он сам пытается выявить тайную организацию внутри американской разведки, которая разрабатывает и осуществляет военные перевороты в странах «третьего мира».

Три дня Кондора 1975, краткое содержание фильма

«Вся президентская рать» (1976)

Фильм Алана Пакулы рассказывает историю знаменитого Уотергейтского скандала, приведшего к отставке президента США Никсона. В центре сюжета расследование двух здравствующих и поныне журналистов Боба Вудворта (его роль исполнил Редфорд) и Карла Бернстейна (его представил на экране бесподобный Дастин Хоффман). Кстати, сценаристом ленты вновь выступил Уильям Голдмен и на этот раз отмеченный премией «Оскар» за свою работу.

Смотрите еще  Grand Theft Parsons - роуд-муви, основанный на реальных событиях

Вся президентская рать 1976, коротко о фильме

«Брубейкер» (1980)

Постановщик этой драматической ленты Стюарт Розенберг ещё в 1967-м прославился своим «Хладнокровным Люком» на ту же тему – тюремной жизни. В той ленте главную роль исполнил Пол Ньюмен, а в этой его друг Роберт Редфорд. И вновь названием становится имя, вернее фамилия, героя. Под личиной заключённого он познаёт изнанку жизни в этом пенитенциарном учреждении, которое не очень-то озабочено исправлением заключённых. Можно ли реформировать тюремную обитель, и кто же такой Брубейкер? Это вы сможете узнать, посмотрев ленту, одну из заметных ролей в которой сыграл также Морган Фримен.

Роберт Редфорд, Брубэйкер

«Из Африки» (1985)

Ещё одна прекрасная лента Сидни Поллака, на этот раз экранизация автобиографической книги датской писательницы Карен Бликсен, которую представила на экране Мерил Стрип, а её возлюбленного – бесстрашного охотника Денниса Хаттона – Роберт Редфорд. История отношений этих двух людей из Европы, пытающихся вписаться в африканский мир, и составляет суть экранной истории. Как пишет киновед Галина Компаниченко:

«Зачарованный чёрным континентом, Деннис открывает Карен настоящую Африку – горячую, ослепительную и таинственную, подчиняющую как наркотик и в то же время отрезвляющую, дающую понять, насколько мал человек и сколько нужно мудрости и смирения, чтобы найти своё место не затеряться в бесконечности окружающего мира».

Фильм получил сразу семь статуэток «Оскара», в том числе и в главных номинациях («лучший фильм», «лучшая режиссура», «лучший сценарий», «лучшая операторская работа», «лучшая музыка»).

Из Африки 1985, постер к фильму

«Шпионские игры» (2001)

В этом политическом триллера Тони Скотта, Роберт Редфорд играет высокопоставленного сотрудника ЦРУ Натана Мьюра, которому в последний день перед выходом на пенсию «повезло» узнать, что его агент (его роль исполнил Брэд Питт) арестован в Китае, что может сорвать важную встречу руководителей стран на высшем уровне. Но персонаж Редфорда решает рискнуть и вызволить своего агента, не полагаясь на дипломатические каналы.

Шпионские игры, 2001, фрагмент постера фильма

В качестве постскриптума нужно вспомнить, что одним главным делом жизни великого мастера американского кино стало создание самого значимого мирового фестиваля независимого кино, получившего имя экранного персонажа, сыгранного Робертом Редфордом ещё в конце 1960-х. Вот как отмечает заслуги Редфорда в своём некрологе популярное издание Variety: «он стал крёстным отцом независимого кино, основав Институт кино Сандэнс…», «в расцвете сил мало кто мог сравниться с ним как со звездой кино» и «в свои 70 лет Редфорд был одной из самых ярких кинозвёзд». От себя добавим: свет этой звезды ещё долго будет согревать сердца зрителей.

Историк культуры и киновед, ведущий сообществ КИНОлоция и ПИИТ, лектор-фрилансер