Heading Out, обзор видеоигры

Heading Out: от себя не сбежишь!

Беглецы и бродяги снова в деле! Но на этот раз никаких попуток, андроидов и плюшевых обезьянок! Только ты, верный железный конь и любимая песня по радио. Экзистенциальный ужас идёт по пятам, но впереди тысячи американских дорог и лучшая гонка в жизни. По газам! В этот раз всё точно получится!

Проект подобный Heading Out, с эстетикой классического дорожного путешествия и комиксов Фрэнка Миллера, не мог не привлечь моё внимание. Сочетание жанров из визуальной новеллы, аркадных гонок и рогалика – это же буквально те жанры, про которые я здесь пишу! Даже иммерсивность тут есть. Конечно, всё вместе это работает крайне неоднозначно. Будем разбираться как именно.

Рогатый заяц

a.k.a. Jackalope. Так зовут главного героя. Вернее, это прозвище, которым его наградят СМИ и честной народ США. Он – гонщик нелегальный, которому предстоит величайшая гонка с легендарным призрачным гонщиком. Нет, не тем самым, хотя чёрт его знает. И нельзя остановиться не на минуту, ведь экзистенциальный ужас пожирает праздных на американских хайвеях.

Такими широкими мазками набросан основной сюжет. В начале игры нам нужно дать себе имя и ответить на пару личных вопросов: твой лучший день, твой худший кошмар, всё в таком духе. Забегая вперёд, это не слишком сильно влияет на историю.

А история Heading Out складывается из сотни маленьких событий, которые встретятся нам на дороге. Порядок их случаен, ведь у нас тут рогалик. Я не уверен, что это лучше, чем хорошо прописанная фиксированная история, но на ощущение путешествия это очень хорошо работает.

Всё поставлено на карту!

Скриншоты – не то, чем кажутся. Основная часть игры проходит на карте американских дорог. Тут высвечиваются все события: случайные встречи, гонки, на которых можно и нужно зарабатывать. У нас есть два необходимых параметра: фокус, чтобы не спать за рулём и состояние автомобиля. Деньги сразу конвертируется в бензин в городах, где можно закупить все необходимые припасы, такие как кофе, сигареты, свежая газета (это всё для фокусировки), а также отвёртки и липкая лента, для экстренного ремонта машины. Да, уровень погружения в автомобильную тематику тут на таком уровне.

Остальными важными параметрами являются слава и репутация, она же карма. Они зарабатываются и тратятся на случайных встречах. Всё как в РПГ: хорошая карма даёт бонусы хорошего парня и наоборот.

Главным ресурсом является время. Страх вполне осязаемо идёт по пятам, окрашивая дороги в болезненно красный цвет. Хотя это не прямая аллегория болезни, но именно такие ассоциации вызывает эта ползучая смерть. Что вообще из себя представляет этот страх? То ли это абстракция, то ли вполне осязаемый вендиго. Все варианты ответа верны, и не столь уж важны.

Таким образом нужно успешно пройти четыре главы, каждый раз по новой сбегая с восточного побережья на запад. С каждым новым повторением конечная точка будет всё дальше: в начале это будет, например, Техас, а в конце Орегон, Вашингтон или Калифорния, как повезёт.

Ну и больше случайных событий, больше препятствий и больше возможностей. Такое же, но другое.

Something wrong with my radio!

Все персонажи в этом дорожном боевике эпизодические, за исключением главного героя, Страха и радиоведущих. Около пяти радиостанций, точнее подсчитать не смог, будут комментировать наши действия и общаться на отстранённые темы. И.. кроме новостника, они конченные фрики.

Смотрите еще  West Of Dead: вестерн в чёрных тонах

Лютый озлобленный правак Стив, поносящий нас на чём свет стоит. Ведь мы нарушаем закон со своими полицейскими погоням. А так делают только паршивые коммунисты! С другой стороны, нас очень полюбит ведущая радио Радужная Революция: инфантильная особа нетрадиционной ориентации и неконвенциональной красоты (да, это слышно!), предположительно чернокожая. Ей настолько нравятся наши выходки, что она усомнится в нашей гендерной принадлежности, ведь девчонки рулят.

Ну и моё любимое радио Мелтдаун ФМ. Здешний Ди-Джей по упоротости может посоперничать с Тревором Филипсом из GTA 5, только он менее агрессивный и более конспирологический. Он рассуждает о том, что возможно мы просто сумасшедший доставщик пиццы (Привет, Кодзима-сан!), который не умеет пользоваться картами. Ещё он цитирует Филипа К. Дика, а также ретранслирует советский мем про Гагарина, который в космос летал и Бога не видел, с привязки к лавкрафтианским кошмарам. Чистый хаос!

Ещё есть кулинарная разведёнка, но от неё мы в основном услышим о тяжкой женской доле и самореализации. Доля и правда тяжкая, потому что вроде как, она в разводе с тем самым праваком Стивом. Да, сразу эту Санта-Барбару не разобрать.

Да, к сожалению, в игре есть политика. А когда в игре есть политика, то она всегда перевешивает в определённую сторону, чаще всего кренит влево. Тут всё не так плохо: радикалы на радио и в историях одинаково карикатурны. Но вот пример: помощь хиппи-террористам в подрыве военной базы поощряется поднятием репутации. А вот автостопщика, который оказывается бывшим нацистом, можно выкинуть из машины. Или выкинуть из машины, ограбить и написать на лбу, что он нацист. И грабёж поощряется.

Пятое колесо

Ладно, вернёмся к игровому ядру, то есть к поездкам на машине. И тут кроется главная проблема… В игре про поездки на машине езда здесь однообразная и технически сомнительно исполненная. Всего есть три типа гонок, которые будут встречаться чаще всего: классический драг-рейсинг, побег от полиции и объезд многокилометровой пробки по обочине, как лютая сволочь. Они все примерно одинаковы, и они надоедают к разу так десятому.

А надоедают они потому, что физика тут просто ужасная, напоминает гонки утюгов. Машина неповоротлива, и очень легко улететь в кювет. Инерции при этом не чувствуется никакой, будто в этой комиксной реальности подвески нет как таковой, а шасси крепятся к кузову. И это раздражает, потому что проигрывать гонки вы будете в основном из-за этого. А выигрывать вы их будете засечёт тупости противников, которые отлично врезаются в трафик.

Нет, всё это не фатально, но это просто плохая езда на автомобиле в игре про автомобили. Возможно всё лучше с геймпадом, который жестко рекомендуется, но как-то слабо вериться, что игра преобразиться.

Автомобилей у вас, кстати, всего четыре. Не буду говорить какие, а то редактора автомобильного раздела удар хватит. И никаких апгрейдов, тюнинга и прочего. Только моток скотча!

Черно-белое безумие

Не всё гладко и с визуальной составляющей. Дело в том, что черно-белый миллеровский стиль приедается очень быстро и уже перестаёт скрывать бедность окружающих ландшафтов. Отдельное отвращение вызывает шакальный скайбокс со статичными облаками. Пейзажи безлики и непонятны, как будто это претенциозный студенческий фильм.

Да и разглядеть их достаточно сложно, как и свою ласточку. Особенно это критично при обгоне по встречке, потому что белые фары на сером фоне малозаметны.

Смотрите еще  В погоне за Бонни и Клайдом (2019) - в бой идут одни старики

Из-за такой физики и визуала играбельно только одно положение камеры. Вид из глаз сделан отлично и добавляет +100 к погружению, только речь идёт о погружении на обочину.

Модель повреждений от таких влияет только на визуал. А, как и в оригинальной Cloudpunk, здесь не завезли обзор мышкой. Да и вообще с трёхмерной средой нужно взаимодействовать только в гонках, что её ещё сильнее обесценивает. Нельзя считать ворон за рулём, даже в видеоигре.

При этом оптимизация здесь хромает на все восемь цилиндров. Вам понадобится достаточно мощное железо, чтобы запускать всё это без фризов на высоких настройках. Мощное – это с RTX тридцатой серии, если что. Тени клёвые, но стоят ли они того?

То же самое происходит со звуковой составляющей, саундтреком. Вы ждали бодрого кантри-рока, рокабилли, блюза и прочих вкусностей всю дорогу? Ну, немного кантри будет, но заезды часто будут сопровождать странный фанк и электронное безумие. Всё это само по себе замечательно, но в сеттинг дорожной Америки вписывается с большой натяжкой.

Heading Out, саундтрек к игре, OST
01 Same Old Road
05 Lullaby
04 It’s Electro Gal
02 Ain’t No Hero
03 Me or Them
06 Strait-Jacket

Скачать или слушать онлайн OST Heading Out (mp3, 20 Мб):

Нажмите для получения ссылки...

 

Что же касается радио, актёры отлично отыгрывают разномастных сумасшедших на пиратских станциях. Что они несут – вопрос нарративный, о нём было выше. Только вот радио – это не радио, а аудиодневники из иммёрсивов: в конце заезда вы можете послушать очередного диск-жокея. Или же радио попадается на карте, как отдельное событие. А музыка живёт отдельно.

А ещё приходится читать субтитры, поскольку далеко не все знают английский на должном уровне. И одновременно вести машину. Да, не во время гонок, но всё-таки.

Европейский взгляд

Я вижу в этой игре очень разительный контраст с Норко. Дело в том, что Норко делали американцы про Америку, а Serious Sim состоит целиком из наших западных братьев-славян. Поэтому во все здешние истории верится с трудом. Как Хидео Кодзима в Death Stranding сделал Исландию под именем Америки. США в Heading Out соткана из стереотипов, культурных штампов и выкрученной до упора новостной повестки с левыми-правыми-синими-красными.

Что вообще происходит в мире – непонятно совершенно. Только на четвёртом забеге появились намёки на временной период, и это не современность, как казалось из-за радужных революций, а примерно начало семидесятых. Почему в этом мире так много гонщиков? И какая ещё гражданская война в Канаде, о которой упоминается в заставке? Лоси и белки друг в друга стреляют?

Империя никогда не заканчивается.

Несмотря на все вышеописанные шероховатости, недоделки и промашки у игры есть главное: играть в Heading Out интересно. Да, однообразные и кривоватые гонки надоедают, и механики путешествия явно не окончательно продуманы, без ощущения слаженного механизма. Вся эта история с рогаликом наверняка сделана для накручивания хронометража, а сюжетный твист с Днём Сурка в этом контексте отдаёт сценарной судорогой.

Всё это неважно. Важно то, что ждёт за следующим поворотом, в новом городе, на новой дороге. И так каждый раз.

Самое чудесное событие в игре называется «Спокойная гонка». Это не гонка вовсе. Вы просто едете вперёд по полупустой дороге под музыку или подкаст, пока он не закончится. И это ощущается именно так, как и в реальности: спокойно.

Heading Out отлично передаёт ощущение одинокого путешествия под бескрайним звёздным небом. Ведь самое важное в путешествии – найти нового себя. А под бескрайним звёздным небом всё остальное совсем неважно, даже если ты просто точка на карте.

Heading Out, заставка с цитатой Филипа Дика, Империя никогда не заканчивается
Империя никогда не заканчивается

Горячий сибирский. Рок-н-ролл, барабаны, видеоигры, экзистенциальная тоска по Югославии.