Ночь – прекрасное время порыться на свалке сознания. Прошлогодний горячечный бред, образы трёхдневного запоя, невысказанные идиотские шутки – всему найдётся применение, стоит лишь подрихтовать, протереть спиртом и рассмотреть сквозь лупу. Способности к рисованию помогут запечатлеть найденные детальки. Наличие бумаги и плёнки в больших объёмах – и мир содрогнётся! Так появляются маленькие шедевры типа “Santa: The Fascist Years”, где Санта зигует своим колпаком, эльфы собирают танки для Weihnachten Reich, и только союзным силам остальных праздников при поддержке авиации купидонов удаётся одолеть распоясавшийся рождественский режим. Создатель этого карандашно-анимированного безумия – Билл Плимптон, уроженец Портленда, Орегон, Соединённые Государства (так говорил Вассерман) Америки.
Тридцатого апреля первого послевоенного года, когда Билл родился, шёл нарисованный дождь из графитовых туч. “Надеюсь, ты станешь адвокатом” – заявила сходу мамаша Плимптон. “Ей-богу, смешно предлагать такое новорожденному, маман” – ответил новорожденный, “стану-ка я, пожалуй, карикатуристом!” Слегка повзрослев, Билл окарикатурил “Нью-Йорк Таймс”, “Роллинг Стоун”, прочие издания. Но к мультипликации всерьёз он приступил только в 1985-м, взявшись за дело с такой же энергией, что и Лигачёв за виноградники в том же году. Большой известностью пользуется, в частности, серия короткометражек про Пса (“Hot Dog”, “Fire Dog”, “Horny Dog” etc…), эдакого ублюдка Цербера и Плуто.
Стиль Плимптона предельно характерен, поскольку он работает с единственным ассистентом. Там, где других “лунатиков” от мультипликации чураются Фортуна и фешенебельные фестивали, Билла под локоток тащит успех: две номинации на “Оскар”, Канны, все эти смокинги-бабочки-фальшивые улыбки. Он насмотрелся этого гротеска на сотню мультиков вперёд. Мэтт Грейнинг, уроженец того же Портленда и просто закадыка, просит снять вступление к одному из эпизодов “Симпсонов”. Услуга за услугу: Мэтт озвучивает маленькую роль в большом фильме Плимптона, о котором и пойдёт речь.
Итак, “Волосы дыбом” (Hair High)! “Сырное слияние двух мух”, так можно окрестить одноминутный пролог. Любимые мухи хозяина закусочной. Молодая пара посетителей, куда более надоедливая, чем раздавленные ими Спуд и Черри. Что? Вы дали мухам имена? Да, сынок. А теперь послушай историю двух одноимённых подростков.
Род – альфа-самец школы с двумя шакалами на подхвате, капитан команды, играющей в ту нелепицу, которую они называют футболом. Черри – его принцесса, будущая королева выпускного бала. Задние планы лишь слегка обозначены, причёски (на дворе примерно 1957-й) гипертрофированы. Автомобиль Рода нарисован смесью мегалодона и катафалка. На своём мотороллере на занятия спешит новичок – Спуд. Радуясь погоде и новым встречам, он слегка задевает “мегалодон” Рода. В первый раз новенький огребает вполне заслуженно.
Билл Плимптон сюрреалистически, но очень точно играет с размерами персонажей, изображая Спуда лилипутом, когда тот впервые входит в класс, уменьшаясь под оценивающими взглядами учеников. Нестандартными, порой балансирующими на грани приёмами живописуется школьная жизнь и место новичка в ней. Каждый кадр дышит, позволяя наблюдать мельчайший штрих, положенный художником.
Спуд ошибётся ещё раз, после чего будет записан Родом в “рабство” к Черри. Отныне Спуд будет таскать за ней учебники, сгибаясь под спудом бумаги и унижения. Непременный футбольный матч пройдёт под аккомпанемент “Chicken Walk” Хейзила Эдкинса, напоминая “Гонщиков” Родригеса и “Декамерон” Бокаччо. С помойки подсознания Билл притащит, слегка ототрёт и вывалит перед невинным зрителем череду образов, которые зритель сам пытался упрятать вглубь своей пыльной черепушки. Линии будут вульгарно вихляться, рассказ – метаться от С. Кинга к В. Ирвингу, оставаясь при этом гармоничным. Специально написанная и исполненная Хэнком Бонсом и Морин МакЭлерон музыка глубока, уместна и действительно рокабилльна.
Скачать саундтрек:
Нажмите для получения ссылки...
Кроме Мэтта Грейнинга, в озвучании ролей поучаствовали Дэвид и Кит Кэррадайны, Дермот Малруни, Джастин (Not-So-)Лонг и прочие родственники и знакомые Кролика. Историю взросления, подростковой жестокости, школьной любви заиграли до сального лоска орды варваров… простите, авторов! Но никогда эта повторяющаяся из поколения в поколение история не была изображена с таким подвывертом, где обычная жаба становится чудовищем Франкенштейна, тогда как сам “Франкенштейн”, пережрав лошадиных афродизиаков, погибает, сношаясь с рекламной курицей. Как тут не любить мультипликацию?
И хотя от этой картины стоит подальше держать незрелых отпрысков, оставшиеся любители диснеевщино-миядзаковщины получат опыт и удовольствие от знакомства с мастером по имени Билл Плимптон. Тушь ночи разбавил кармин рассвета, Лунные Псы!
P. S.: В 2014-м году Билл Плимптон побывал в Екатеринбурге в рамках Международного Фестиваля Карикатуры, где запечатлел квадратную улыбку интервьюировавшей его журналистки. Не зря слетал, плодотворненько. И тебя нарисует! Нас всех нарисует…
Ребята, мультфильм Hair High просто потрясающий! Смотрится на одном дыхании. Порой по-хорошему безумный и фантасмагорический, но также он красивый и добрый-романтичный. Стиль Плимптона поистине уникальный. Я удивлен, что нет никакой реакции зрителей. Видимо обилие и доступность любого контента уже вызывает у всех скуку и апатию. Это неправильно.