Представьте, что вы находитесь в маленьком заброшенном городке на среднем западе США. Население – вы. Куда ни глянь – пустота. Будто вы единственный человек не только в своей лачуге, но и во всей вселенной. Именно это ощущение передаёт в своих песнях Digger Barnes.
Под маской печального усача Диггера Барнса скрывается Кай Буххайм, уроженец Гамбурга, ФРГ. Это не единственный проект Кая, так же он занимается музыкой в стиле эмбиент. Собственно, и под личиной Диггера Кай уделяет огромное внимание пространству в своих песнях. Все аранжировки насыщены массой медленных тягучих инструментов: печальное пианино и струнные очень часто подчёркивают минималистичную гитару и уникальный тембр голоса, который сложно спутать с кем-либо ещё.
Общая концепция творчества проникает и в визуальную часть: все обложки и материалы Диггера выдержаны в характерной, поблёкшей до пастельных тонов стилистике, отражающей меланхолию мира, в котором живут лирические герои песен.
В этой статье мы рассмотрим дискографию Диггера в хронологическом порядке, как и в моей предыдущей статье. Начнём с четвёртого по счету альбома, поскольку три первые релиза крайне затруднительно найти: они отсутствуют даже на официальном сайте артиста и его бэндкампе. Видимо свои ранние работы «The Trailer Tapes» (саморелиз на аудиокассете), и синглы «My Name Is Digger» и «Digger & Allie» сам автор считает недостаточно зрелыми. С трудом найдя буквально одну песню того периода, могу сказать, что это достойный трек, но в звучании ещё нет ещё общей концепции, которая целиком окутывает творчество этого проекта. Не будем перечить воле автора и начнём знакомство с альбома Time Has Come 2009 года.
Time Has Come (2009)
Сразу скажу: это мой любимый альбом Диггера, наиболее жуткий и колдовской. Everybody Run возможно самая мрачная и мистическая песня за всю дискографию. Отдающая честь God’s Gonna Cut You Down Джонни Кэша и напоминающая своим обреченным настроением Far From Any Road от The Handsome Family, эта вещь отлично подойдёт какому-нибудь ужастику в декорациях Дикого Запада.
Повествовательная Jim запоминается с первых вокальных нот. Эта грустная и мистическая история, несколько рифмующаяся с Devil’s Right Hand Кэша, но Дьявол здесь более реален.
Song for a Sleepwalker наполнена прохладой бессонной ночи в прериях. За ней следует боевая и тревожная, как предчувствие грозы, Waiting for the Snakes. А далее следует возвращение к теме бессонных ночей в расслабляющем инструментале 4pm.
Шикарная Old Brown Shoes возможно самая оптимистично настроенная песня на альбоме. Мне очень нравится это ощущение путешествия, которое она даёт. The River имеет запоминающийся двухстрочный припев, пропеваемой с кучей бэков. Она сменяется невероятно печальной Slacker Song.
Далее похоронная инструментальная миниатюра Time Has Come, после которой альбом завершается невероятно сентиментальной One Trick Pony.
Как я уже упомянул, это мой любимый альбом, поэтому выбрать избранные треки – непростая задача. Но всё же пускай это будут Everybody Run, Jim и One Trick Pony.
Every Story True (2012)
Следующим альбомом является Every Story True 2012 года. Здесь куда меньше мистики, лирика альбома стала более человечной. Аранжировки несколько подросли в многослойности.
Новую главу печальных путешествий открывает Long Way, сразу демонстрируя насыщенную аранжировку.
Далее повествовательная Pure as Gold с расслабляющим навязчивым припевом. Devil’s Child вновь пытается напугать злобным банджо. Банджо сопроводит нас и в Oh Sister.
Вальсирующая There’s a Fire в тихий переходит в сардонический марш. В The Letter ровные щётки и гитара вновь вызывают в памяти трагичных настоящих детективов. Его сменяет душевная и расслабляющая So Low.
The Real Way начинается очень медитативно, практически с эмбиента, но в дальнейшем её тащит весьма бодрый ритм, синергирующий с гитарным рифом. С использованием бэк-вокала, ритмическим разнообразием и многослойной аранжировкой это, пожалуй, самая интересная песня на пластинке.
Завершает пластинку Losing Ground, целиком состоящая из фирменной воздушной печали Диггера, с узнаваемыми струнными и металлофоном.
Своими избранными треками я, пожалуй, назову Long Way, Pure as Gold и The Real Way.
Frame by Frame (2014)
Следующий альбом вышел через два года, в 2014. Называется он Frame by Frame и он куда спокойнее предыдущих работ. Фирменный стиль остался неизменным, но общий настрой утратил нотки трансцендентности. Никакой мистики, только жиза.
Это отлично подтверждает первый трек What Will We Do с прекрасным соло на губной гармошке. Его сменяет размеренный Way of the Rover, вновь исполненный дорожной романтикой. Банджо в Keep on Rollin’ не пугает, как ранее. Это простая беззаботная песня.
Two Ringing Ears радует вокальным дуэтом и приятными клавишами. Dangerous Man позитивная и добродушная миниатюра с приятными скрипичными наигрышами. 15 Years наполнена нотками не то блюза, не то городского шансона, в ассоциативный ряд неистово врывается Том Уэйтс.
Soon I Will Hold You Again, со своей минималистичной аранжировкой, простая песня для посиделок на завалинке в приятной компании. И наконец A Million Miles даёт что-то по-настоящему крутое: вновь насыщенная аранжировка с чётким ритмом и воздушным заполнением устремляет взгляд вдаль. Не хватает таких песен на альбоме!
Oil-Stained Hank своим миксом приближает к корням, как будто исполнена в начале двадцатого века. Вернее, как будто это фильм про начало двадцатого века.
В завершении Winner & Loser окончательно усыпляет. Честно говоря, песню про госпожу удачу я представлял острее.
Тут выбрать избранные куда сложнее, поскольку на мой вкус альбом куда скучнее предыдущих. Но, тем не менее, A Million Miles, What Will We Do и Dangerous Man отправляются в плейлист.
Спустя три года, уже на другом, как я понимаю собственном лейбле (предыдущие пластинки издавал Hometown Caravan) выходит Near Exit 27.
Near Exit 27 (2017)
Это ещё более спокойная пластинка, чем предыдущая, хотя выдержана она в похожем добродушном настроении. И вообще она откровенно слабая на мой вкус. То есть если рассматривать её в вакууме – всё здорово. Но, оглядываясь на предыдущие работы – это буквально долгое прощание.
The Hoopoe ещё вселяет надежды на что-то запредельное и печальное, в основном за счёт духовых. А вот Travelin’ Man и Way Too Long, на мой вкус, откровенно скучны. В первой снова запах Уэйтса, а вторая просто как-то не цепляет, учитывая прослушанное ранее. Учитывая всю кинематографичность музыки Диггера, эти две песни можно назвать филлерами.
You Can’t Run from the Devil бодрит на общем фоне. Снова трейн-бит на барабанах, маримба в облаках. Ну и тема догонялок с чёртом лично меня радует ещё с первого прослушивания Джина Винсента. А ещё этот трек очень приятно завершается, бросая все ритмовые инструменты.
Mary Lou тут никто не приветствует, в отличие от Рики Нельсона. Это супертихая душещипательная слёзовыжималка.
А вот про следующие песни мне сказать особо нечего. Они хорошие сами по себе, но глядя на хронологию, всё это мы слышали на предыдущих альбомах, и эти вещи откровенно сложно запомнить. Выгодно отличается только закрывающий трек Shine Like a Diamond, освещая наконец тему бриллиантов, которые были щедро разбросаны по всем обложкам.
Более того, это очень изящный ход, ведь на этом карьеру артиста Digger Barnes можно считать завершённой. В настоящее время Кай работает композитором для кино и театра, а также над своим более экспериментальным проектом Port de la Selva.
В плейлист отправятся Shine Like a Diamond и You Can’t Run from the Devil.
Музыка Диггера Барнса способна перенести всех нас в ту самую страну печальных грёз, которой нет на политической карте мира и никогда не было. Эта страна наших любимых фильмов и песен, страна вечных дорог, которые обязательно куда-нибудь приведут. Главное – продолжать идти.
Спасибо за такое знакомство! Вчера специально вышла из автобуса на остановку раньше, чтобы послушать по пути через парк. Очень красиво звучит