Как часто мы задумываемся об ушедшем? Думаю, что достаточно часто, особенно учитывая любовь ко всему винтажному. Переживать потери – нелёгкое дело, особенно когда вместе с личным в тартарары катится и вся окружающая действительность. Но для бывалого байкера-однопроцентника это не смертельно. Он выдержит всё: зомби, мародёров, фанатиков, завышенные ожидания, малопонятный ремастер и не вышедшую вторую часть. Дамы и господа, сегодня у нас интерактивный путеводитель по достопримечательностям штата Орегон, игра «Жизнь после», или, как более привычно, Days Gone.
Во внешнем мире у этой игры очень странная история. Один из продающих проектов четвёртой плойки так и не смог особо продать приставку. Дело в том, что ничего нового проект особо не давал. Как и главный герой игры, владельцы развлекательного подразделения корпорации Sony слишком много смотрели в дни минувшие. С игровой точки зрения Days Gone выглядит как самая типичная игра с этой консоли нынешних поколений: Открытый мир, киношность, драматический сюжет и реализм. Всё вышеперечисленное конечно же навевает ассоциации с Last of Us, но в последнюю я не играл, поэтому сравнений с Безумным Максом будет куда больше, чем ожидал кто угодно и где угодно.
Ходячие анархисты
Первые впечатления вас вообще не обманывают: нарративная часть игры не просто вдохновлена Сынами Анархии и Ходячими Мертвецами, а буквально продаёт игру той же самой аудитории. Для полного боекомплекта не хватает только Нормана Ридуса на месте главного героя. Впрочем, он уже успел отдать свою внешность герою другой игры с плойки, до которой мы тоже обязательно доберёмся. Тем более что там тоже есть пост-апокалипсис и мотоциклы, пускай и электрические.
В завязке лютый байкер Дикон Сент-Джон пытается спасти свою возлюбленную Сару и друга Бухаря (абсолютно нормальный позывной) от надвигающегося апокалипсиса. В лучших драматических традициях спасение удаётся осуществить ровно на половину. И теперь, уже в сгоревшем мире населённом зомби, пара байкеров пытается выжить, и укатить на суммарно четверых колёсах в тёплый край. Но внезапно Бухаря атакуют фанатики, из-за чего он ранен, и Дикон хочет выходить верного товарища.
Такова завязка. И да, она практически целиком состоит из штампов. Клишированность нарратива отчасти спасает подача, выполненная на очень высокобюджетном уровне. Но настоящей изюминкой является локальность игры. Эта та самая история про захолустных американцев, не доверяющих проклятым федералам из Вашингтона, любящих охоту и рыбалку, а также постоянно взывающих ко второй поправке в конституции, которая по лору игры была отменена. И если в случае с Far Cry всё это выглядело развлекательной карикатурой, то здесь подано серьёзно и уважительно. К примеру, персонаж Коупленд, хозяин одного из лагерей выживших, ведущий пиратского радио и просто босс конспирологии. С одной стороны, его бредни явно не беспочвенны. Конец света всё-таки наступил, неизвестный вирус превращает людей в нелюдей, да тут ещё и федералы, летающие на чёрных вертолётах. Людей в чёрном, как в известной городской легенде, там нет, но боевые противогазы этих ребят внушают не больше доверия, чем силовая броня Анклава из Фолыча. Те, кстати, тоже были своего рода федералы. Всё сходится. Буквально, «а я же говорил»-момент. Однако, Коупленд всё ещё остаётся конспирологом, хотя бы в глазах Дикона, который постоянно ворчит, что зря помог Коупленду починить радиовышку.
Дикон вообще активно реагирует на всё происходящее в игре, что делает его очень живым. Он буквально внимателен к деталям. Большое путешествие сшивают воедино уйма маленьких эмоций, которые проявляет главный герой. И это второй после Death Stranding проект, где это передано так качественно. По сути сам Дикон собирает воедино разные геймплейные аспекты. При этом эмпатия не позволяет игроку дурачиться. Во всяком случае, у меня не возникало желания проверять игровые механики на прочность, заставляя протагониста лезть в откровенно нелепые ситуации. Часто ли удаётся добиться этого в большом открытом мире?
Возможно, Дикон – здоровая манифестация той самой новой маскулинности. Взяв классический образ обаятельного опасного байкера, который, казалось бы, законсервирован ещё со времён Марлона Брандо, авторы смогли оживить его. Тревогу, гнев и радость с героем разделять – одно удовольствие. Но самое интересное кроется в мимолётных моментах. Маленькие замечания по поводу частого дождя или вздох облегчения, когда успешно оторвался от погони — именно это превращает компьютерного болванчика в нечто осязаемое. И это не обязательно на серьёзных напряженных щах. Всё может быть очень весело. Сцена из пролога, где Дикон потерял свой драгоценный мотоцикл, обязана была разлететься на мемы, не хуже фраз милсдаря Ведьмака! Но увы, достаточно народным хитом игра не стала. Скорее всего, виной тому ранняя приставочная эксклюзивность.
Дзен и искусство ухода за мотоциклом
Первая плойка ассоциировалась с сурвайвал хоррорами по типу Resident Evil: статичная камера, танковое управление и т.п.. Сейчас же у приставок за номерами 4 и 5 основным жанром являются реалистичные экшены от третьего лица. Частично открытый мир, стелс в траве, вот это всё. И в Days Gone всё это есть. Но тут также, как с нарративной частью: ничего нового, но всё сделано очень качественно. Для полной аутентичности я предпочёл играть с геймпадом Dualshock от четвертой версии приставки, чего и вам советую. Хвалёное аналоговое управление в стелсе позволяет лучше прочувствовать напряжение. Да и с клавомыши стрельба будет чрезмерно лёгкой.
Что же касается мотоцикла – то тут всё как в Безумном Максе: свою тачку нужно холить, лелеять и всячески прокачивать. Но, как и с персонажем, всё более реалистично. За любой безумный трюк придётся заплатить состоянием железного коня. Бездорожье не прощает ошибок. Конечно, при наличии ресурса Дикон всё мгновенно починит, но этот ресурс, лом, ещё нужно найти. Таскать в кармане пару лишних тонн авто деталей не выйдет, а они же используются и для починки хрупкого как пёрышко оружия ближнего боя. А что касается оружия боя дальнего… Абсолютно верно! Патронов всегда не хватает.
Отдельную пикантность добавляет механика сохранения. Сохраняться вы можете только рядом с кроватью или мотоциклом, в спокойной обстановке. Таким образом, мы также привязываемся к этому конкретному мотоциклу, как и главный герой.
Основная ценность Days Gone заключается в ощущении путешествия, рискованного и захватывающего. Мы играем за достаточно лихого, но всё-таки человека. Это не герой боевика, которому все удары нипочём. Ощущение опасности вполне настоящее и много откуда придётся уносить ноги. Но трудности для того и созданы, чтобы их преодолевать.
Иди через лес
Я не удивлюсь, если правительство штата Орегон спонсировало эту игру. Настолько хорошо здесь показаны его природные просторы. Шутка про скриншоты из игры в качестве фотографий из отпуска здесь уже не такая уж и шутка. Лес, как и всё в этой игре, вызывает массу эмоций. Это эстетическое наслаждение рассветным солнцем, унылое спокойствие дождя. Радость от того, как дневной свет играет в кронах сосен. И страх… настоящий страх леса ночного. И дело тут не только во фриках, как зовут местных зомби, выползающих из своих гнёзд по ночам. Сам вид древесных стволов в свете одинокой фары выглядит по-настоящему жутко. А ведь игра не является хоррором и намеренно пугать не собирается. Такие моменты очень ценны.
К эстетике можно добавить щепотку южной готики. Да, Орегон югом не назовёшь, но если сделать акцент на захолустности и народном мистицизме – то это вполне подойдёт. Уж очень хорошо вписываются плетённые полутрупами огромные гнёзда из веток и изрезанные шрамами огнепоклонники.
Пожалуй, это лучший цифровой способ вдохнуть густой аромат сосновых лесов западного побережья США, на голову опережающий в этом серию про Алана Вейка. Даром что там тоже был не очень обязательный ремейк. Для усиления эффекта я рекомендую не пользоваться быстрыми перемещениями. Только верный железный конь и никаких закадровых телепортаций!
В итоге мы имеем очень любопытный продукт. Налицо все прелести большого бюджета, но при этом бьёт он в не самую обширную аудиторию. А этой аудиторий вполне могут оказаться читатели нашего журнала. Мы ведь тут любим мотоциклы, верно? До этого собирать интерактивную реальность под свои личные хотелки можно было только Кодзиме. Но настоящая ценность игры не в попадания в теги. Я вот, например, никогда толком не смотрел вышеупомянутые сериалы, да и к байк-культуре отношусь весьма нейтрально. Но это не помешало мне наслаждаться игрой. Days Gone имеет огромную силу, как художественное произведение за счёт своей целостности. Обратите на неё внимание. Возможно, это именно то, что вы искали всегда.