Безумное сердце или Сумасшедшее сердце, Crazy Heart (2009) – один из лучших в жанре кантри-фильмов. Эта статья про американское кино, но есть еще одноименные индийский и турецкий фильмы. Главный герой 57-летний country-outlaw, на грани фола выступающий в забегаловках и боулингах. Джефф Бриджес сыграл своего Бэда Блейка, вдохновившись Крисом Кристофферсоном и Стивеном Брутоном (музыкант и сонграйтер, автор многих песен к фильму). Но эти авиаторы, шляпа и борода – это же определенно Waylon Jennings и Hank Williams II. И где-то даже David Allan Coe и Merle Haggard.
С одной стороны Бэд – легендарный плохиш, находящийся в вечном гастрольном туре, бутылки виски и женщины сменяют друг друга, и те и другие на одну ночь, разудалая романтика упавшей кантри-звезды, человека, который все же трогает людские сердца и собирает залы: когда он поет, его слушают, публика готова терпеть даже его пренебрежительные выходки на сцене.
С другой – Бэд действительно плох, он хронический алкоголик с пошатнувшимся здоровьем, банкрот, перекати-поле без любви и семьи, ненавидящий себя за свои пороки.
Для меня лично Crazy Heart это название, как бы состоящее из Crazy Arms и Your Cheating Heart (маленькие шедевры от Джерри Ли и Хэнка Первого). Я впервые посмотрел этот фильм лет 10 назад и тогда он произвел на меня куда меньшее впечатление, чем когда я его пересмотрел на днях.
Героиня Мэгги Джилленхолл тогда показалась мне некрасивой и истеричной, а сейчас вполне симпатичной и естественной, чья позиция заслуживает уважения. То она переживала, что его постоянно не будет, высказывала ему что-то. То была регулярно недовольна его пристрастием к выпивке. А потом устроила ему скандал – все из-за того, что тот потерял ее сына, которого быстро нашли.
А тот реально сам лишь отвернулся и все – исчез малыш. Конечно, не стоило Бэду заходить с ним в бар, но уж если зашел, то надо было не скрывать то, что он выпивает и вообще не спускать с пацана глаз.
Сейчас я, будучи отцом, понимаю, что конечно это жесть. Малыша могли вообще не найти или он мог потеряться надолго с угрозой для здоровья и жизни, попасть под машину, к плохим людям и т.д. Если бы наш герой не был пьян, то так легкомысленно не отпустил бы его осмотреться в незнакомом месте. Вобщем поведение матери маленького Бадди оправданно. Хотя она тоже “молодец” с такой установкой к мужчинам, что мол все они причиняют ей и сыну боль. Да, конечно, ее предчувствие говорило о том, что не следовало приезжать в гости к кантри-мэну, и вот ее худшие опасения оправдались.
Конечно после этого Бэд как следует налег на любимый McClaire Whiskey. Ну а потом лег в рехаб. Классика со времен Хэнка Уильямса. Все равно он упустил этот шанс, быть с теми кого он любит и кто любил его. Вот такой ценой.
Он все же выкарабкался из синей ямы, но было уже поздно. Он трансформировал свой печальный опыт в песни, это лучшее что можно было сделать. И сочинил в конце возможно свою лучшую песню про сумасшедшее сердце (The Weary Kind). Принял свое поражение, ради того, чтобы все же была победа. Такой грустный, но жизнеутверждающий финал. Не повторяйте ошибок, ну а если даже вы все потеряли, надо двигаться дальше.
Сцена, где Бэд выступает на разогреве у Томми была снята на реальном концерте Тоби Кита. Блейк Шелтон, Брэд Пэйсли, Кенни Чесни, Тим Макгроу, Гарт Брукс: на мой взгляд у них все слишком идеально, они прекрасно поют, их музыка безупречна, но уж слишком все выхолощено, нет каких-то естественных шероховатостей, и им порой недостает той харизмы, которая приходит с жизненным опытом, они выглядят этакими мальчиками-мажорами. Ни дать ни взять, те же попсовики, участники бойз-бендов, такие чистенькие, правильные и успешные, аж смотреть противно.
Квази-байопик про поющего в кабаках, снятый по роману Томаса Кобба (частично основан на истории жизни кантри-певца Хэнка Томпсона) – ремейк старого фильма Tender Mercies (Нежное милосердие) с Робертом Дювалем, которому здесь тоже нашлось место, получившим в 1983 году Оскар за лучшую мужскую роль. Рецепт проверенный – в результате Джефф Бриджес за роль Блэйка также собрал серию наград, в т.ч. свой первый за 60 лет Оскар. Среди продюсеров фильма сами Бриджес и Дюваль, а также T-Bone Burnette, тот кто участвовал в создании фильмов “О где же ты брат?”, “Переступить черту”, сериала “Нэшвилл” и др.