Клинту Иствуду – 95! И самое удивительное, что при таких фантастических цифрах на табло жизни, мы не можем говорить о нём в прошедшем времени. Быть может, нас ещё ждут какие-то новые ленты, снятые этим Мастером экрана. И это совсем не фантастический сюжет, ведь его старший коллега по цеху, португалец Мануэль ди Оливейра снимал фильм и в 105-летнем возрасте.
Клинт Иствуд стал звездой Голливуда в конце 1960-х, можно сказать, с чёрного хода или, используя другую метафору, посредством счастливого лотерейного билета, как можно было бы назвать его участие в «долларовой трилогии», т.е. снятых в испанских декорациях первых спагетти-вестернах Серджио Леоне. С выходом этих неклассических шедевров на экраны Америки в 1967 – 1968 годах актёр, сыгравший «Человека без имени» вошёл в высшую лигу мирового кинематографа. Но, как self-made man, постигавший премудрости профессии артиста на съёмочной площадке, без наличия специального университетского образования, Иствуд попутно, учился и режиссуре, наблюдая за тем, как работали такие недюжинные таланты, как Серджио Леоне и Дон Сигел (с последним он работал аж в пяти фильмах). И с начала 1970-х Клинт начал пополнять свою режиссёрскую фильмографию, набираясь опыта и перенося на экран не только лишь вестерновые сюжеты, сделавшие ему имя в киномире. Предлагаем вам вспомнить великолепную десятку экранных творений Иствуда.
10. Дело Ричарда Джуэлла (2019)
Эта лента Клинта Иствуда отсылает зрителей к реальным драматическим событиям, случившемся в конце июля 1996 года в Атланте, где тогда происходили XXVI Олимпийские игры. Охранник Ричард Джуэлл (Пол Уолтер Хаузер, Черная Птица) обнаруживает в Олимпийском парке рюкзак со взрывным механизмом, спасая таким образом сотни людей. Но вскоре из статуса героя он становится главным подозреваемым. Противостояние облыжно обвинённого человека с правоохранительной Системой и становится сюжетной канвой этой драматической киноистории, снятой почти 90-летним Мастером, ничуть не потерявшим своей режиссёрской хватки.
9. Письма с Иводзимы (2006)
Эта вторая лента дилогии, начатой фильмом «Флаги наших отцов», возвращается к событиям ожесточённой битвы за остров Иводзима в феврале–марте 1945 года. Только в этой ленте события показаны с точки зрения защитников острова – японских солдат и офицеров. Это единственный неанглоязычный фильм Клинта Иствуда – все персонажи этого трогающего сердца фильма говорят на японском. Фильм получил две премии «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке и за режиссуру.
8. Непокорённый (2009)
Эта драматическая история основана на реальных событиях 1995 года, когда команда Южно-Африканской республики выиграла чемпионат мира по регби. Именно это событие смогло сплотить в единую нацию и чёрное и белое население страны, ещё недавно разделённое политикой апартеида. Роль легендарного Нельсона Манделы, из политического заключённого №1 ставшего в то время президентом ЮАР, исполнил Морган Фримен. А роль играющего тренера звёздной команды регбистов Франсуа Пиенара воплотил на экране Мэтт Деймон. За эти роли оба исполнителя получили номинации на премию «Оскар». А Клинт Иствуд снова выступил в качестве одного из авторов музыки к своему фильму.
7. Таинственная река (2003)
Эту драматическую ленту Клинта Иствуда причисляют к жанру нео-нуар. Действие ленты начинается в середине семидесятых, когда двое преступников похищают и подвергают насилию одного подростка из компании мальчишек, играющих в уличный хоккей. Спустя четверть века Дэйва (того самого мальчугана) преследуют воспоминания о злополучном дне. А вскоре происходит убийство дочери одного из его друзей, собиравшейся, вопреки желанию отца, сбежать в Лас-Вегас со своим возлюбленным. Расследование этого запутанного дела проводят два детектива (их роли исполнили Кевин Бэкон и Лоуренс Фишборн)… За роли двух главных героев этой экранизации романа Денниса Лихейна получили статуэтки «Оскара» Шонн Пенн и Тим Роббинс. А музыку к фильму написал сам режиссёр ленты.
6. Непрощённый (1992)
Этот фильм Иствуда (по сценарию Дэвида Пиплза, который изначально писался для Фрэнсиса Форда Копполы) относят к жанру ревизионистских вестернов, а время действия – самое что ни на есть классически-вестерновое – 1880-е годы. Стареющий преступник и убийца Уилл Мани, спустя годы после того, как вёл размеренную жизнь фермера, берётся за ещё одно дело. Старый вдовец, воспитывающий двух детей, решает подзаработать, чтобы спасти свою терпящую крах ферму. Главную роль исполнил сам создатель ленты, а его партнёрами стали такие замечательные киномастера, как Джин Хэкмен, Ричард Харрис и Морган Фримен. Фильм был номинирован Американской киноакадемией сразу по 9 категориям и принёс Клинту Иствуду две главных премии – за лучший фильм и лучшую режиссуру. Свой актёрский «Оскар» за роль шерифа получил великий Джин Хэкмен.
5. Подмена (2008)
Сценарий этой криминальной драмы написал Майкл Стражинский (создатель сюжетной основы культового сериала в жанре космической оперы «Вавилон 5»). А реальные события, лежащие в основе ленты, случились почти столетие назад в конце 1920-х. Пропажа маленького мальчика, а спустя несколько лет как бы его необъяснимое возвращение к матери запускает действие этой загадочной истории. На главную женскую роль рассматривались такие замечательные актрисы, как Риз Уизерспун и Хилари Суэнк, но окончательный выбор пал на Анджелину Джоли, получившую за свою работу в фильме золотую статуэтку «Оскара». А джазовую, под стать времени действия, музыку к фильму написал сам Клинт Иствуд.
4. Совершенный мир (1993)
Этот криминальный род-муви переносит зрителей в начало 1960-х. Сбежавший из тюрьмы заключённый Бутч Хейнс (в его роли Кевин Костнер) берёт в заложники восьмилетнего мальчика, а его преследователем становится техасский рейнджер, сыгранный постановщиком ленты. Такова сюжетная завязка этого триллера, который первоначально также хотел поставить Стивен Спилберг, сразу после своего «Юрского периода». Хотя в американском прокате фильм не получил должного признания зрителей, он стал одним из хитов мирового экрана середины 1990-х.
3. Мосты округа Мэдисон (1995)
Права на экранизацию одноимённого бестселлера Роберта Уоллера 1992 года вскоре приобрела компания Стивена Спилберга, который вначале предлагал кресло режиссёра Сидни Поллаку (постановщику легендарной «Тутси» с Дастином Хоффманом в главной роли). Затем, при переработке сценария, постановщиком ленты мог стать и сам Спилберг, но, в конечном итоге, фильм снял Клинт Иствуд, изначально отобранный на одну из главных ролей драматической истории любви в пейзажах округа Мэдисон (штат Айова). Исполнительница главной женской роли, великая американская актриса Мэрил Стрип получила одну из своих (теперь уже перешагнувший третий десяток) номинаций на премию «Оскар».
2. Малышка на миллион (2004)
Фильм из поджанра спортивных драм, героиня которого (в будничной жизни простая официантка) Мэгги стремится стать боксёршей (используем здесь непривычный для русского слуха феминитив). А проводниками в мечту героини становятся – сварливый, но добродушный тренер Фрэнки Данн (его роль исполнил сам постановщик ленты) и его помощник Эдди, за роль которого Морган Фримен получил премию «Оскар». Всего же фильм получил семь номинаций на премию Американской киноакадемии и четыре статуэтки. За главную женскую роль «Оскара» получила Хиллари Суэнк, а Клинт Иствуд две главные премии – за «лучший фильм» и «лучшую режиссуру».
1. Гран Торино (2008)
Драма о пожилом ветеране Корейской войны, экранным аватаром которого стал сам Клинт Иствуд. Бывший рабочий детройтского автогиганта Форд Моторс, Уолт Ковальски недавно овдовел и скоро встретит своё 80-летие в мире разорённого мегаполиса, в котором всё более заправляют бандитские группировки. Одна из них решает поживиться старым фордовским авто главного героя. Так происходит завязка привычного для фильмов Иствуда сюжета – противостояния одинокого героя и его противников. Хотя этот фильм и не получил (по необъяснимой причине) ни одной номинации на премию Американской киноакадемии, в США он был признан одним из лучших фильмов года, а во Франции (которая отметила заслуги Иствуда возведением в 2007 году в статус кавалера, а в 2009 году – Командора Ордена Почётного легиона) «Гран Торино» получил премию «Сезар», как лучший иностранный фильм.