Чипа Фуза, биография и история знаменитого кастомайзера

Чип Фуз – золотое сердце кастом-сцены

Будем откровенны: автомобильная культура переживает не лучшие времена. Стоит взглянуть на сцену тюнинга любой страны в принципе, и в голове тут же всплывают слова Джереми Кларксона, которые тот произнёс, на самом деле, уже довольно давно – больше, чем десять лет назад: “Мы – вымирающий вид, ты и я. Мы – любители скорости. Мы – приверженцы мощности, производительности и шума”, “Ты и я – нас выдавливают, сталкивают на обочину, охотятся за нами на каждом повороте”. В этой весьма безрадостной атмосфере на американской кастом-сцене осталось не так уж много людей, которым удалось сделать машиностроительство делом своей жизни. Я имею ввиду, что есть талантливые ребята, которые построили две, три – а может, даже, пять машин… но так, чтобы регулярно строить автомобили, как это делали, скажем, Старбёрд или Баррис – такого уже почти не осталось. Однако пока что всё же только почти, и на момент написания статьи несколько заслуженно известных имён в мире всё-таки имеется, самое крупное из которых – Чип Фуз.

Отец Чипа – Сэм Фуз – тоже был весьма известным на кастом-сцене человеком, а также владельцем собственной мастерской. Такое начало, на самом деле, не несёт никаких гарантий, и часто бывает так, что сыновьям и прочим детям абсолютно не интересно занятие родителя, после неотвратимой кончины которого мастерские закрываются, а кастомные автомобили распродаются. К счастью, семья Фузов – это однозначно не тот случай. Чип с самого детства полюбил то, чем занимался Сэм, и с семи лет начал помогать отцу в мастерской.

Так что по достижению совершеннолетия, Чип уже имел кое-какие навыки и, в целом, знал, чем именно ему хочется заниматься в жизни. Для дальнейшего развития своих умений, в 1982-ом году товарищ Фуз решает поступить в колледж дизайна ArtCenter – весьма известное частное заведение, студентами которого являлись, в частности, такие люди, как известный художник-футурист Сид Мид, дизайнер Корветов C2 и C3 (а также Мустанга модели Boss 302) Лоуренс Шинода, худрук Half-Life 2 Виктор Антонов, Майк Шинода и Джо Хан из Линкин Парка, кто-то по имени Зак Снайдер и многие другие. Чип Фуз обучение заканчивает не сразу – после двух лет обучения приходится на время оставить колледж из-за финансовых проблем. Однако в 1988-ом году Чип возобновляет обучение, и в 1990-ом году с успехом его заканчивает.

Смотрите еще  Иногда Они Возвращаются (1991): злобные бриолинщики с того света

После окончания колледжа Фуз устраиваться работать ни к кому-нибудь, а к самому Бойду Коддингтону, однако лишь на подработку – основным его делом на несколько лет становится работа в автомобильной индустрии. И, возможно, Чип так и остался бы заводским дизайнером, однако уже в 1993-ем Бойд уговаривает Фуза перейти к нему в мастерскую на полную ставку. Работая на Коддингтона, товарищ Фуз познаёт науку управления предприятием, и к 1998-ому году является уже президентом компании Хот-Роды Бойда. Но, к сожалению, Коддингтона преследует череда финансовых неудач и внезапно повисает угроза банкротства, вследствие чего Чип решает уйти и открыть собственный гараж.

В то время, как на кастомной сцене о Чипе услышали благодаря таким автомобилям, как 0023 и Stallion, по-настоящему знаменитым Фуз стал всё же благодаря телевидению. Наверное, это прозвучит несколько грустно, но всё же народная слава всегда приходит через рекламу и средства массовой информации. Потому что народ – он как гора, к Магомету не идёт. В общем, в 2004-ом Чип Фуз становится центральной фигурой в телешоу Overhaulin’ – что-то вроде известной в нашей стране примерно в то же время “Тачки На Прокачку”, только специализирующейся в основном на реставрации американской классики. В общем и целом это шоу крутили что-то около семи лет, и наснимали аж 113 эпизодов. Так что можете себе представить, сколько людей увидели Чипа Фуза и его работы.

Помимо этого – информация для понимающих – в 2006-ом году фамилия Foose появилась на машине номер 24 в NASCAR’е. Причём не каким-нибудь мелким спонсором на крыле, а крупной деколью на багажнике и капоте. Каким образом? Всё просто: Чип был человеком, ответственным за цветовую схему автомобиля в том сезоне. Плюс, в том же 2006-ом году, Чип заключает договор о производстве масштабных моделей кастомных автомобилей Фуза… В общем, подобно Джорджу Баррису, за прошедшие годы Чип брался за многое. Хотя, в сравнении с тем же Баррисом, всё же Чип действует осторожнее и скромнее. Да и в целом, как будто бы – не считая редких исключений – всё же старается придерживаться своей работы дизайнера и продвигать именно свои заслуги в автомобильной среде. Так что такого пафоса и звёздного ореола, которые окружают фамилию Баррис, фамилия Фуз не имеет.

Смотрите еще  Двигатели V12 на кастом-сцене: GMC

Ну и последнее, за что Фуза многие любят на кастомной сцене – так это за его исключительно дружелюбный характер. На любом автомобильном форуме можно найти с дюжину трэдов о том, какой же Чип оказался замечательный мужик при личном знакомстве. Кто-то встретился с Фузом в аэропорту, когда Чип был с женой – и Фуз и руку пожал, и представил нового знакомого жене, и про грядущее автомобильное шоу немного закулисной информации рассказал. Кто-то видел Чипа на автошоу, и в то время, как объявление гласило “Чип Фуз: с восьми до десяти”, Фуз просидел до половины первого, пообщавшись с каждым, кто был в очереди. А те, кто оказывался в Калифорнии и ходил на экскурсию в мастерскую Foose Design, в свою очередь рассказывают о том, что если Чип не в отъезде, то он наверняка выйдет встретить гостей лично. И вообще, Фуз готов разговаривать с каждым, кто попросит у него автограф или захочет пожать ему руку.

Автомобильное интермеццо: Coolair – кастомный Bel Air 1954-ого года, построенный Фузом в середине двухтысячных.

Многие отмечали, что Чип Фуз относится к своим фанатам, к своей команде, да и вообще к людям в целом с таким же уважением, с каким они относятся к нему самому, а то и с большим. И эта атмосфера взаимного уважения однозначно присутствует между Фузом и участниками кастомной сцены. Даже те, кому не нравится, например, любовь Фуза к дискам огромного размера, или какой-нибудь другой аспект, присущий автомобилям Чипа, всё же признают, что Фуз толк в автодизайне знает, мастерство имеет и хорошую машину построить может. Всё это, конечно, не на пустом месте – Чип и впрямь умеет всё: начиная с зарисовок и моделирования на компьютере, и заканчивая сборкой, сваркой, полировкой и окраской. Из всех этих фактов складывается, пожалуй, самая видная фигура современной американской автокультуры: настоящее сердце кастомной сцены последние вот уже двадцать лет.

Падальщик, питающийся забытым искусством. Наркоман, сидящий на виниловой игле. Хардкорный читер, разумеется не получающий удовольствия от видеоигр. Зелот, верящий, что Бог создал людей только для того, чтобы они создали V-образный двигатель.