Будем откровенны: автомобильная культура переживает не лучшие времена. Стоит взглянуть на сцену тюнинга любой страны в принципе, и в голове тут же всплывают слова Джереми Кларксона, которые тот произнёс, на самом деле, уже довольно давно – больше, чем десять лет назад: “Мы – вымирающий вид, ты и я. Мы – любители скорости. Мы – приверженцы мощности, производительности и шума”, “Ты и я – нас выдавливают, сталкивают на обочину, охотятся за нами на каждом повороте”. В этой весьма безрадостной атмосфере на американской кастом-сцене осталось не так уж много людей, которым удалось сделать машиностроительство делом своей жизни. Я имею ввиду, что есть талантливые ребята, которые построили две, три – а может, даже, пять машин… но так, чтобы регулярно строить автомобили, как это делали, скажем, Старбёрд или Баррис – такого уже почти не осталось. Однако пока что всё же только почти, и на момент написания статьи несколько заслуженно известных имён в мире всё-таки имеется, самое крупное из которых – Чип Фуз.
Отец Чипа – Сэм Фуз – тоже был весьма известным на кастом-сцене человеком, а также владельцем собственной мастерской. Такое начало, на самом деле, не несёт никаких гарантий, и часто бывает так, что сыновьям и прочим детям абсолютно не интересно занятие родителя, после неотвратимой кончины которого мастерские закрываются, а кастомные автомобили распродаются. К счастью, семья Фузов – это однозначно не тот случай. Чип с самого детства полюбил то, чем занимался Сэм, и с семи лет начал помогать отцу в мастерской.
Так что по достижению совершеннолетия, Чип уже имел кое-какие навыки и, в целом, знал, чем именно ему хочется заниматься в жизни. Для дальнейшего развития своих умений, в 1982-ом году товарищ Фуз решает поступить в колледж дизайна ArtCenter – весьма известное частное заведение, студентами которого являлись, в частности, такие люди, как известный художник-футурист Сид Мид, дизайнер Корветов C2 и C3 (а также Мустанга модели Boss 302) Лоуренс Шинода, худрук Half-Life 2 Виктор Антонов, Майк Шинода и Джо Хан из Линкин Парка, кто-то по имени Зак Снайдер и многие другие. Чип Фуз обучение заканчивает не сразу – после двух лет обучения приходится на время оставить колледж из-за финансовых проблем. Однако в 1988-ом году Чип возобновляет обучение, и в 1990-ом году с успехом его заканчивает.
После окончания колледжа Фуз устраиваться работать ни к кому-нибудь, а к самому Бойду Коддингтону, однако лишь на подработку – основным его делом на несколько лет становится работа в автомобильной индустрии. И, возможно, Чип так и остался бы заводским дизайнером, однако уже в 1993-ем Бойд уговаривает Фуза перейти к нему в мастерскую на полную ставку. Работая на Коддингтона, товарищ Фуз познаёт науку управления предприятием, и к 1998-ому году является уже президентом компании Хот-Роды Бойда. Но, к сожалению, Коддингтона преследует череда финансовых неудач и внезапно повисает угроза банкротства, вследствие чего Чип решает уйти и открыть собственный гараж.
В то время, как на кастомной сцене о Чипе услышали благодаря таким автомобилям, как 0023 и Stallion, по-настоящему знаменитым Фуз стал всё же благодаря телевидению. Наверное, это прозвучит несколько грустно, но всё же народная слава всегда приходит через рекламу и средства массовой информации. Потому что народ – он как гора, к Магомету не идёт. В общем, в 2004-ом Чип Фуз становится центральной фигурой в телешоу Overhaulin’ – что-то вроде известной в нашей стране примерно в то же время “Тачки На Прокачку”, только специализирующейся в основном на реставрации американской классики. В общем и целом это шоу крутили что-то около семи лет, и наснимали аж 113 эпизодов. Так что можете себе представить, сколько людей увидели Чипа Фуза и его работы.
Помимо этого – информация для понимающих – в 2006-ом году фамилия Foose появилась на машине номер 24 в NASCAR’е. Причём не каким-нибудь мелким спонсором на крыле, а крупной деколью на багажнике и капоте. Каким образом? Всё просто: Чип был человеком, ответственным за цветовую схему автомобиля в том сезоне. Плюс, в том же 2006-ом году, Чип заключает договор о производстве масштабных моделей кастомных автомобилей Фуза… В общем, подобно Джорджу Баррису, за прошедшие годы Чип брался за многое. Хотя, в сравнении с тем же Баррисом, всё же Чип действует осторожнее и скромнее. Да и в целом, как будто бы – не считая редких исключений – всё же старается придерживаться своей работы дизайнера и продвигать именно свои заслуги в автомобильной среде. Так что такого пафоса и звёздного ореола, которые окружают фамилию Баррис, фамилия Фуз не имеет.
Ну и последнее, за что Фуза многие любят на кастомной сцене – так это за его исключительно дружелюбный характер. На любом автомобильном форуме можно найти с дюжину трэдов о том, какой же Чип оказался замечательный мужик при личном знакомстве. Кто-то встретился с Фузом в аэропорту, когда Чип был с женой – и Фуз и руку пожал, и представил нового знакомого жене, и про грядущее автомобильное шоу немного закулисной информации рассказал. Кто-то видел Чипа на автошоу, и в то время, как объявление гласило “Чип Фуз: с восьми до десяти”, Фуз просидел до половины первого, пообщавшись с каждым, кто был в очереди. А те, кто оказывался в Калифорнии и ходил на экскурсию в мастерскую Foose Design, в свою очередь рассказывают о том, что если Чип не в отъезде, то он наверняка выйдет встретить гостей лично. И вообще, Фуз готов разговаривать с каждым, кто попросит у него автограф или захочет пожать ему руку.
Автомобильное интермеццо: Coolair – кастомный Bel Air 1954-ого года, построенный Фузом в середине двухтысячных.
Многие отмечали, что Чип Фуз относится к своим фанатам, к своей команде, да и вообще к людям в целом с таким же уважением, с каким они относятся к нему самому, а то и с большим. И эта атмосфера взаимного уважения однозначно присутствует между Фузом и участниками кастомной сцены. Даже те, кому не нравится, например, любовь Фуза к дискам огромного размера, или какой-нибудь другой аспект, присущий автомобилям Чипа, всё же признают, что Фуз толк в автодизайне знает, мастерство имеет и хорошую машину построить может. Всё это, конечно, не на пустом месте – Чип и впрямь умеет всё: начиная с зарисовок и моделирования на компьютере, и заканчивая сборкой, сваркой, полировкой и окраской. Из всех этих фактов складывается, пожалуй, самая видная фигура современной американской автокультуры: настоящее сердце кастомной сцены последние вот уже двадцать лет.