Кто бы мог подумать, что проводы на покой вождя шайеннов могут превратиться в головную боль, сравнимую со спасением рядового Райана. Вестерн Недруги (Hostiles, 2017) попытается рассказать нам, как же так получилось то. Когда группа отважных путешественников отправляется в экспедицию, и по пути несёт потери – это называется «фэнтези»! И путешествие американцев по американской же земле в 1892 году – это самое настоящее фэнтези.
Особенно для коренных американцев… и одного французика в исполнении Тимоти Шаламе, которому в самой первой же сцене дают понять, что он не вписывается в антураж. Но так надо, ибо миссия, можно сказать, имиджевая, и если обременять отряд «зелёным стаффом», то на полную. Пусть «канадец» у нас вместо эльфа лучника побудет, тем более, что готовить вроде бы умеет. В комплекте также идут выпускник Вест-Поинта и негр, который умеет ездить верхом.
Внутри костяка экспедиционной команды тоже не всё гладко. У капитана Джозефа Блокера (Кристиан Бэйл) по его выражению «целая патронная сумка поводов» недолюбливать семейство индейцев, которых ему приказали сопровождать. В этом деле он рискует собственной пенсией. У его верного соратника сержанта Томаса Метса (Рори Кокрейн) после очередного рейда (или запоя) официально диагностировали расстройство кукухи с красивым греческим названием «меланхолия». По этому поводу даже изъяли значок, пистолет и шпоры. Но капитан решает, что прогулка по местам боевой славы окажет на печального дварфа живительное воздействие. Блокер подкупает вахтенного и возвращает сержанту его ремень и револьвер. Оно и понятно: среди добровольно переселяемых как минимум двое орудуют охотничьим ножом* лучше, чем ложкой – в чём капитан уверен, т.к. сражался против них во время Индейских войн. Сержант Метс, таким образом, жизненно необходим в дороге для прикрытия тылов. Или для подтверждения того, что конвоируемые стали жертвой несчастного случая.
* Странного вида широкие ножи, кстати, исторически корректные армейские US model 1880 Springfield hunting knife.
Как вы могли догадаться, выпроваживание семейства смертельно больного вождя из застенка на землю предков – это как раз сюжет киноленты. О чём не догадывался я после просмотра фильма – это о том, что экспедиции по пути от Нью-Мексико до Монтаны предстояло пересечь штаты Колорадо и Вайоминг, и преодолеть по прямой около 1000 км пути. Т.е. действия фильма не укладываются в уик-энд, а внезапные прозрения не приходят просто так.
– Эта блузка ещё не достаточно красная!
Тут, пожалуй, перейдём к Розали Куэйд (Розамунд Пайк), которая по воле рока присоединяется к отряду. Я, конечно, понимаю, что мистер Куэйд мечтал сажать кукурузу в живописном месте, недавно отжатом у мексиканцев. Но строить ферму на отшибе без батраков, имея жену и трёх малолетних детей? Хмм… Странно, что с команчами они познакомились, имея уже достаточно приличные дом, сарай и загон с лошадьми, которых бы следовало выпустить навстречу банде индейцев, вместо того, чтобы, изображая Суворова, бежать на них с карабином. Так миссис Куэйд стала вдовой.
И как раз после того, как жизнь этой женщины пошла по худшему сценарию, её и обнаруживает наш кавалерийский отряд, который запросто мог бы пройти мимо, если бы перед сгоревшим домом не лежал мистер Куэйд, пронзённый стрелой. На экране появляется актёрский дуэт Кристиана Бэйла и Розамунд Пайк, которых не научили играть плохо, но и до гениальной их игра вряд ли дотянет в этой картине. Все задатки для романтической линии вроде бы есть, однако, сценарий «Недругов» просто напичкан жестоким беспросветным дерьмом, которое будет падать им на голову. Может я и перегибаю, но героиня меняет платья, когда предыдущее заляпывается чьей-то кровью. Но это и не слэшер.
Насилие, в общем-то характерное для лент с ковбоями и индейцами, здесь или даётся без смакования («вдруг пуля пролетела, и того») или даже прячется от зрителя, происходя где-то за кадром или пологом палатки. На передний план выдвигаются скупые переживания людей, очерствевших или за двадцать лет службы, или за десять лет скитаний, или за один проклятый день. И в этом чувствуется аутентичность, т.к. действительно, в какой-то мере герои утратили навык нормального общения (с нашей обывательской точки зрения).
«Иисус был индейцем!» – так считали последователи культа Пляски духов. Пара неурожайных лет, тяжёлые условия в резервациях и истребление бизонов сильно повлияли на верования индейцев лакота, породив ересь, в которой Иисус непременно явится на Землю в окружении духов предков, белые исчезнут, а поголовье бизонов восстановится. Именно с беглецами-сектантами сошлись в бою наши вояки зимой 1890 года. Бойню на ручье Вундед-ни упоминает Фил Виллс (персонаж Бена Фостера). Доблести там было не больше чем в расстреле прихожан баптистской церкви. Т.е. да, капитан, сержант и их закованный в цепи товарищ действительно убивали замёрзших и загнанных мужчин, женщин и детей. Получилось 300 «очень хороших» индейцев. И военных за это наградили.
Привожу справку, чтобы пояснить отношения между арестантом (за убийство индейской семьи) и его сослуживцем, который везёт его на виселицу. Северные шайенны тоже не были паиньками, и считались очень храбрыми умелыми воинами. Отряды Утренней Звезды и Маленького Волка (89 воинов и 146 женщин и детей) в сентябре 1879 года, преследуемые армией, пробивались из южных территорий в Монтану. Именно благодаря их упорству, в Монтане появилась резервация, в которую теоретически могли вернуться Жёлтый Ястреб и его домочадцы.
А их противник и герой Фронтира генерал Рэналд С. Маккензи вполне мог стать источником вдохновения для рисования Блокера, т.к. и командовал чернокожим полком, и гонял команчей-апачей до мексиканской границы (и даже немного за ней). Перед самой отставкой, уже приметив себе участок и невесту, он выпал из фургона, что повлекло резкое помутнение рассудка и смерть в 48 лет. Так что вожди-заложники и свихнувшиеся ветераны – это не сказки.
«И если мы хотим, чтобы было, куда вернуться
Время вернуться домой.»
Кстати о песнях. Помимо саундтрека, который кроме как фоновым и не назовёшь, в Недругах звучит песня How Shall A Sparrow Fly кантри-музыканта Райана Бингэма (играет сержанта Пола Маллоя).
Ryan Bingham – How Shall A Sparrow Fly
Это не первый эпизод его сотрудничества с режиссёром Скоттом Купером. Композиция The Weary Kind из Сумасшедшего сердца добыла им Оскар.
Оператор Масанобу Такаянаги снабдил фильм очень живописными планами, которые напомнили задники работ Миядзаки – и артхаусом не пахнет, и оригинальность присутствует. Красиво, чёрт возьми, опять же больше ассоциаций с фэнтези.
Выводы:
Что может не зайти: Страдания совестью без визуализации событий недавнего прошлого. Для человека, не снабжённого знаниями об американских межнациональных распрях, сложно понять, о чём так убиваются Блокер и Метс. (Слышите – на флэшбеках не экономят!) Повествование также не преподнесёт каких-то глобальных сюрпризов и открытий. Как развлекательное кино – это такое себе зрелище, потому как серьёзно рассказывает о серьёзной теме без мистификаций и тарантиновских диалогов.
Что зашло: История, которая идёт в размен, как Артуро Гатти. Классная работа оператора и художника. Актёры на своих местах (хоть мы и привыкли к менее цивильным обитателям Фронтира). Своя атмосфера – не пыльная, не провонявшая алкоголем и конскими потрохами, но и не приторная. В ленте почти отсутствуют деньги.
Основная же мысль заключается в том, что весьма невесёлая получается перспектива – провоевав 20, а то и 30 лет, обнаружить, что у тебя с твоим врагом гораздо больше общего, чем с людьми, отдающими приказы и пользующимися плодами твоих побед.