High Plains Drifter, Бродяга высокогорных равнин, обзор вестерна

High Plains Drifter (1973): первый режиссёрский вестерн Клинта Иствуда

Бродяга высоких равнин (High Plains Drifter, 1973) был, вообще-то, уже вторым фильмом, где Иствуд не только исполнял главную роль, но и полностью контролировал процесс съёмки в качестве постановщика. Но «Play Misty for Me» (1971), имевший успех и у зрителей, и у элитарных критиков был опытом в жанре психологического триллера, к сценарию которого были причастны те же авторы, что работали над культовым «Грязным Гарри», вышедшим в том же году. Первый же вестерн Клинта, созданный его кинокомпанией «Malpaso», скорее ученический оммаж мастерам, которые сделали из Иствуда актёра высшей пробы. Так что любители вестернов Серджио Леоне и Дона Сигела сразу почувствуют прямую зависимость «Бродяги» с их классическими лентами.

Клинт Иствуд, High Plains Drifter 1973, актер и режиссер

Сам режиссёр и исполнитель роли загадочного незнакомца предлагал истолковывать свою экранную историю в аллегорическом ключе. Это фильм о месте, вернее о мстителе, который не водворяет закон, а вершит высшую справедливость. Можно даже увидеть в глубинной подоснове ленты отсылку к одной из жемчужин малой прозы Марка Твена – рассказу «Человек, который совратил Гедлиберг».

Городок Лаго, куда заезжает безымянный герой Иствуда открывается зрителям с самых отвратных сторон. И прежде всего своим не гостеприимством, хотя, как мы узнаём по ходу действия, небольшая гостиница совсем даже не пустует. А чем живут остальные жители этого богом забытого, кажется, в самом прямом смысле, селения, остаётся только догадываться. Его крёстные отцы чахнут над своим златом, возможно, нефтяного происхождения и страшно боятся некую троицу отморозков, которые вскоре должны выйти из тюрьмы и нагрянуть к обидевшим их чем-то хозяевам местной жизни… Не будем далее разворачивать сюжетные перипетии, в которые напрямую оказывается вовлечён случайный прохожий, тот самый бродяга с лицом ковбоя из долларовой трилогии. Впрочем, в изначальной версии сценария его появление в городе и сны-наваждения, которые он видит, слишком прямо указывали на его неслучайное здесь появление.

Смотрите еще  Hostiles (2017): недруги получше друзей

Марианна Хилл и Клинт Иствуд в фильме Бродяга Высокогорных Равнин

Фанаты вестернов, особенно двух выше указанных классиков, у которых проходил свои кино-университеты Клинт Иствуд, углядят много отсылок к их лентам, даже ещё не снятым, как например, «Меня зовут Никто». Впрочем, эту картину, официально снял в том же 1973-м, что и «High Plains Drifter», Тонино Валери, но её вдохновителем и постановщиком ярчайших сцен выступил сам маэстро Леоне. Сцены в цирюльне и на кладбище в «Бродяге» будто прямо отсылают к снимавшемуся тогда же прощальному вестерну великого Серджио. А город, парализованный страхом перед бандитами, что должны вскоре нагрянуть, кажется двойником того, где происходит действие классического вестерна Фреда Циннемана «Ровно в полдень» (1952).

Можно вполне согласится с британским кинокритиком Найджелом Эндрюсом, что «Бродяга с высоких равнин» слишком уж упражнение в стиле, но в ещё не обретённом своём, а в том, что заимствуется у зрелых мастеров. И более всего эта недостача собственной подачи киноистории видна в непроработанности отрицательных героев, которые слишком шаблонны и действия (скорее даже, противодействия герою) в большей степени никак не мотивированы. Впрочем, актёры выкладываются в полноте своих творческих сил, но это не особо помогает оживить их персонажей, чтобы зрители испытывали к ним настоящие эмоции. А вот упрёк Джона Уэйна, создавшего для нескольких поколений зрителей образ «стопроцентного американца», что он высказал в послании к своему кинематографическому преемнику в ранге ковбоя №1, не кажется столь уж оправданным.

Марианна Хилл в фильме Бродяга Высокогорных Равнин
Верна Блум, High Plains Drifter

В своём письме Иствуду он раскритиковал ревизионистский подход начинающего режиссёра, который, якобы, не показал на экране тот народ, что заселил Запад и создал великую страну. Видимо король классических вестернов был убеждён, что тот образ Запада второй половины XIX века, что создавал в своих классических фильмах великий Джон Форд и мир реальный абсолютно идентичны. В тех вестернах, где снимался Уэйн всегда самый меткий стрелок был водворителем закона. А вот в вестернах Леоне и, наследовавшего ему, Клинта Иствуда, порой было сложно понять кем является герой, который отнюдь не безупречен в моральном измерении. В «Бродяге» персонаж Иствуда, порой кажется побратимом Воланда, который получает максимальное наслаждение от того, что может поиздеваться над погрязшими в пороках обитателями городка, который он, мазком красной краски, переименовывает в Hell, а горожан заставляет перекрасить все здания в цвет адского пламени.

Смотрите еще  Pale Rider (1985): Всадник по имени Смерть

Клинт Иствуд на съемках фильма Бродяга Высокогорных Равнин, 1973

Следует обратить внимание на прекрасную операторскую работу, за которую здесь отвечал Брюс Сёртис, до этого снявший первую режиссёрскую ленту Иствуда и несколько его более поздних лент, включая «Джоси Уэйлс – человек вне закона» и «Бледный Всадник», фильм, похожий по сюжету на «Бродягу», но в котором Иствуд уже отточил свой мастерский стиль. Несмотря на возрастное ограничение в прокате 18+, лента Иствуда имела очень хорошие кассовые сборы и, фактически, обеспечила продолжение его вестерновой карьеры не только в качестве исполнителя ролей загадочных незнакомцев, безупречно владеющих оружием, но и постановщика, который создал свой узнаваемый стиль в последующих картинах своей уже более чем полувековой режиссёрской карьеры.

Историк культуры и киновед, ведущий сообществ КИНОлоция и ПИИТ, лектор-фрилансер