Рокабилли-сайкобилли исполнители как правило находятся в замкнутом пространстве добровольных стилистических ограничений. Их можно описать как своеобразный куб, грани которого позволяют сохранять шаблонную принадлежность к стилю. Кого-то намертво впечатывает в грань панк-влияния, а кто-то прижимается к граням традиционного ретро-звучания. Очень часто стеклянный куб не выдерживает напора растущего музыкального организма и разбивается вдребезги. Ведь когда ты любишь бунтовать – никто не указ! Вся эта клаустрофобная метафора лучше всего подходит к одной из самых любопытных женскоголосых банд прошлого десятилетия – Bonsai Kitten.
Примерно пару месяцев назад от одного из молодых голосов с недозамедленного ютуба я услышал байку о «котятах бонсай»: постироничной дегенератской хохме из раннего интернета. Дескать если посадить котёнка в специальную банку, то можно вырастить животное в форме, например, куба или шарика. Крайне сомнительная шутка с оттенком насилия над животными.
Название этого не самого остроумного пранка взяли себе ребята из Германии, под предводительством красноволосой Тайгер Лили Марлен.
И да, можете сразу написать в комментариях о том, что впервые слышите о каком-то там сайте с квадратными котятами. Я сам искренне думал все эти годы, что это просто помесь самурайской эстетики со всеми нами горячо любимыми мурлыками. Все вопросы как будто бы закрывала обложка первого альбома, на которой красовалась японская школьница с катаной.
Bonsai Kitten (2007)
Впрочем, в самом-самом первом релизе, ещё не полноформатном, отсылка видна невооружённым глазом. Сама же пластинка 2007 года в целом имеет своё очарование. Яркий пример «чуть больше чем демки»: когда всё уже очень хорошо, но не слишком замороченно. Отдельно хочется отметить ритм-секцию из барабанщика под псевдонимом Alexx De Large и контрабасиста Магги Магграфа. Последний, к сожалению, покинул коллектив после этого ипишника.
Скачать или слушать онлайн EP Bonsai Kitten (2007) mp3
Нажмите для получения ссылки...
Дебютный ипишник является образцом разнообразия среди демок. Здесь есть типичный в будущем для группы сайко-панк боевик Don’t You Get Too Drunk To Fuck, цепляющий шаффл That’s Why The Lady Is A Vamp. А дальше четыре разнообразнейших кавера, напоминая таких немецких кавер-мастеров, как Boppin’ B или, чего уж там, The Baseballs. Гармонично уместить на одной пластинке Пэт Бенатар, Элиса Купера, Депеш Мод и какой-то очень андеграундный немецкий панк – заявка в высшую лигу.
Done With Hell (2011)
Я уверен, что вы, как и я познакомились с группой именно через этот альбом. Первый полноформатник вышел очень типичным для билли сцены тех лет. Несмотря на то, что он звучит весьма усредненно и как-то безлико, забыть эти композиции невозможно. А ведь я пытался, потому как эту пластинку терпеть не могу!
Меня откровенно раздражает лирическая героиня. Эта противная помесь из хабальства и вывернутой наизнанку эмансипации создаёт уж очень отталкивающее впечатление. Будто вместо Имельды Мэй попал на концерт Лолиты Милявской, которой аккомпанируют музыканты Сектора Газа.
Инструментал стал тоже куда скучнее, что видимо произошло из-за замены гитариста и басиста. Однако, при всех описанных минусах, гармонии с этой пластинки прописываются на подкорке как родные и, в сущности, это очень хорошая простая музыка с достойным уровнем глубины. Мне очень нравятся Please, Mr. Jailer и Virgin Suicide. Возможно, всё дело в отсутствии духа Лолиты Милявской в этих песнях.
Welcome To My World (2012)
Несмотря на эгоцентричнейшее название, пластинка следующего года звучит куда более любопытно и привлекательно. Чуть более явно качнувшись в панковую сторону, котята стали звучать куда более разнообразно, а протестный настрой Марлен стал похож именно на протест, а не на самолюбование. Недостаточно, на мой взгляд, но это уже личное.
Скачать или слушать онлайн Bonsai Kitten – Welcome To My World (2012) mp3
Нажмите для получения ссылки...
Здесь есть очень красивые мелодии, как в Un, а лирическая героиня теперь скорее диснеевская злодейка. Тому яркий пример Life Is A Bitch and So Am I. То есть вся направленность стала более эскапистской и менее грузящей своими очень уж важными откровениями. Также хочу отдельно отметить Zombie Mafia, Until It Sleeps и присутствие авторских вещей с первой EP-шки. Я бы сказал, что в некотором роде это возвращение к первоначальной задумке, если таковая, конечно, была.
Occupy Yourself! (2014)
Вышедший через пару лет третий полноформат вполне справедливо назвать вершиной сайко-периода группы. Почему «периода» я расскажу очень скоро, а пока самое время наслаждаться этой пластинкой. Ведь «Самоокупация» является самой зрелой по звучанию работой. То самое эталонное «взрослое» звучание без всевозможных частотных пересечений и аранжированных перегибов. Музыкально же здесь очаровательное разнообразие тем и мотивов, которые при этом все остаются в стиле. Да, стиль этот куда больше тяготеет к панку, но всё ещё сохраняет баланс. Примерно, как у Koffin Kats.
В открывающей песне The Ocean полно мореходной романтики, не хуже, чем у Blue Cats. Панковое напутствие Take It Easy But Take It заправляет жизненной энергией. Heartcore подкупает нуарным шаффлом во вступлении и своеобразной игрой слов. Me, Myself & Why и Setting The World Ablaze радуют контрастом куплетов и припевов. Another Lie, I Can Give You Love и заглавная Occupy Yourself приятно подгружают протестным минором, чем–то напоминая некоторые песни в стиле Oi. К ним же можно отнести и завершающую Loaded Gun.
К сожалению, грань панк-рока оказалась слишком притягательная и в некотором смысле это последний альбом Bonsai Kitten как билли-команды.
Mindcraft (2017)
Вышедший через три года Mindcraft стилистически ушёл слишком далеко от всего, что можно характеризовать как что-то родственное нашей субкультуре. От оригинального состава остались только Марлен и Алекс и, судя по всему, дуэта барабанщика и вокалистки недостаточно для поддержания определённого вектора.
С точки зрения гаражного альт-рока это в целом неплохая пластинка. Есть любопытные треки, как например японоязычный Haruka Kanata. Открывашка Mindcraft в целом радует навязчивым припевом. Вообще тут полно простых незамудренных мелодий и в целом альбом отлично подойдёт под припанкованное настроение.
Love And Let Die (2020)
В последующем альбоме, вышедшем в 2020 году, стиль изменился уже совсем кардинально. Теперь о сайкобилли напоминали только редкие призраки отдельных ритмических рисунков, которые как дань уважения Алексу отдавал новый цельнометаллический ударник Маркус Райнке. Новый состав превратил котят в настоящих металлистов (когда у тебя барабанщик играл в Destruction, иначе быть не может) с блюз-роковыми корнями.
Да, почти как Danzig, только в актуальном звуке двадцатых годов. И.. это получилось прям отлично! Дело в том, что в контексте сайкобилли Bonsai Kitten никогда не были очень уж мощной командой. Вечно в поисках своего места в этой тесной банке, Марлен и ребята, совсем другие ребята, нашли его, когда банку удалось разбить.
Let It Burn (2023)
Последний на настоящий момент полноформатник команды стал ещё более металлическим. Настолько, что обновлённая команда Марлен ближе к Doro, нежели к чему угодно билльному и даже панковскому. И как и в прошлый раз, она прекрасно смотрится в этом амплуа. Песня про дым и зеркала – настоящий шедевр.
Тем не менее, хотя на мой взгляд сайко-период бонсаев очень сложно назвать выдающимся, я уверен, что множество женскоголосых команд ставили Марлен в ряд своих вдохновительниц. Всё-таки, она отличная вокалистка и настоящий бунтарь. Иногда, чтобы найти себя, нужно стать кем-то другим. Именно это демонстрирует творческий путь котят бонсай.














