Представляем обзор лучших военных фильмов к 80-летнему юбилею Великой Победы. Вторая мировая война, вместившая в себя несколько колоссальных по важности и кровопролитности театров военных действий, получила своё отображение в мировом и отечественном кинематографе уже прямо в годы борьбы, не на жизнь, а на смерть, трёх стран-союзниц по антигитлеровской коалиции с державами нацистско-империалистической Оси. И первую великолепную киносемёрку лент, которые мы рекомендуем включить в своё зрительское меню в год 80-летия окончания Второй мировой и Великой Отечественной войн, составят картины, вышедшие на экраны именно тогда – в военные годы.
49 параллель (1941)
реж. Майкл Пауэл и Эмерик Прессбургер
В центре этой ленты знаменитого режиссёрского дуэта британских мастеров киноэкрана история маленького нашествия на британский доминион Канаду группы немецких диверсантов с разбомбленной подводной лодки. Их цель добраться до нейтральных, на тот момент, Соединённых Штатов Америки (вспомним, что только после катастрофы Пёрл-Харбора в декабре 1941 года, США объявят войну не только Японии, но и её союзнице гитлеровской Германии). На пути немецких захватчиков (в американском прокате эта лента получила название The Invaders) будут оказываться разные обитатели канадской глухомани. Кто-то из них окажет даже содействие врагу, кто-то, введённый в заблуждение, погибнет, а кто-то, нежданно станет отважным преследователем творящих беззаконие диверсантов. Образ одного из таких героев, эксцентричного английского писателя-путешественника создал на экране выдающийся британский актёр Лесли Ховард, которого Геббельс считал своим самым опасным противником в смысле антинацистской пропаганды, и, как некоторые считают, именно он и отдал приказ сбить самолёт с актёром над нейтральной в годы мировой войны Испанией 1 июня 1943 года.
В актёрском ансамбле “49й параллели” (названием фильма стали географические координаты места событий) также блистали – величайший английский актёр театра и кино Лоуренс Оливье, уже оскароносный к тому времени канадец Рэймонд Мэсси и уехавший из нацистской Германии популярнейший австрийский актёр Антон Уолбрук. Оператором ленты выступил Фредерик Янг, будущий обладатель трёх Оскаров за съёмку эпических кинополотен Дэвида Лина. Отметим также, что один из соавторов ленты Эмерик Прессбургер заслуженно был удостоен в 1943 году премии “Оскар” за лучший оригинальный сценарий.
В котором мы служим (1942)
реж. Ноэл Кауард и Дэвид Лин
Попавший в советский прокат, через год с небольшим после британской премьеры в сентябре 1942 года, фильм получил название “Повесть об одном корабле”. И это, действительно захватывающая киноповесть, сочетающая в себе военную драму с небольшими вкраплениями мелодраматических эпизодов, основанная на реальной истории эсминца “Келли”, участвовавшего в защите от нацистов острова Крит. Мужество не покидает британских моряков и после того, как их корабль топит немецкая торпеда.
Флешбеками мы узнаём историю того экипажа, в котором служили отважные матросы и офицеры флота. В роли командира корабля Кинросса (прообразом которого стал легендарный лорд Маунтбетен – двоюродный дед нынешнего британского монарха) снялся режиссёр и сценарист ленты, популярнейший английский драматург и актёр Ноэл Кауард. А его партнёрами по фильму выступили такие известные мастера экрана как Бернард Майлз, оскароносный Джон Миллс (дедушка фронтмена психоделической инди-рок-группы Kula Shaker – Криспиана Миллса), Джойс Кэри и совсем юный тогда Ричард Аттенборо (в будущем один из самых известных британских кинорежиссёров второй половины XX века, создатель эпических кинополотен “О, что за чудесная война!”, “Мост слишком далеко”, “Ганди” и др.).
Вспоминается Самый дурацкий корабль в армии, еще один военный фильм о морских приключениях, вышедший уже в 1960 году и также основанный на реальных событиях.
Сахара (1943)
реж. Золтан Корда
Эту голливудскую ленту, вышедшую на экраны в ноябре 1943 года, можно назвать (что и признавали сами создатели картины) творческой адаптацией сюжета первого советского истерна “Тринадцать”, снятого Михаилом Роммом в 1935 году. А действие этой экранной истории происходит в Северной Африке в районе Тобрука в июне 1942 года, когда под руководством знаменитого немецкого полководца Эрвина Роммеля его танковый корпус пытался сокрушить в ливийской пустыне войска наших союзников по антигитлеровской коалиции. В центре сюжеты “Где-то в Сахаре” действия экипажа одного американского танка, образ командира которого – сержанта Джо Ганна создал на экране Хамфри Богарт, признанный Американским киноинститутом лучшим актёром в истории американского кинематографа.
Годом ранее Богарт исполнил главную роль в легендарной “Касабланке”, до сих пор считающейся одним из величайших творений Голливуда. В той ленте действие также происходило в Северной Африке (что и подчёркивало название фильма), но там была дуэль с нацистскими агентами за линией фронта, а здесь враг был очевиден. И даже, в казалось бы отчаянном пложении, надо было не терять присутствие духа и тем одолевать противника.
Битва за Россию (1943)
реж. Фрэнк Капра и Анатоль Литвак
Этот духоподъёмный фильм, воспевавший доблесть и мужество воинов Страны Советов, вышел в дублированном варианте на советские экраны 23 февраля 1944 года, спустя всего три месяца со дня американской премьеры. Он сыграл значимую роль в закреплении в общественном сознании Америки той колоссальной роли, которую играл Советский Союз в борьбе с общим для стран-союзниц врагом. Трёхкратный к тому времени оскароносец Фрэнк Капра и его помощник по фильму Анатоль Литвак (начинавший свою кинокарьеру в послереволюционном Петрограде) мастерски создали из кадров советских кинохроникёров войны и фрагментов патриотических лент предвоенного периода (“Пётр Первый”, “Александр Невский” и др.) киноповествование, демонстрировавшее великие достижения загадочной страны, пытавшейся воплощать в явь утопические мечты и ту силу духа, которая помогла защитникам Москвы, Ленинграда, Сталинграда отстоять своё отечество от фашистских полчищ.
Отметим также, что за музыкальное оформление ленты, с использованием своей оригинальной музыки и музыкальных тем Чайковского, отвечал выпускник Петербургской консерватории Дмитрий Тёмкин – в будущем четырёхкратный оскароносец и создатель саундтреков к таким легендарным вестернам, как “Дуэль под Солнцем”, “Ровно в полдень”, “Рио Браво”, “Форт Аламо” и многих других.
Радуга (1943)
реж. Марк Донской
Создание этого фильма, вышедшего на экраны в январе 1944 года можно также уподобить подвигу. Перенесение на экран истории, описанной польской писательницей Вандой Василевской в одноимённой повести, потребовало невозможного – воссоздать в изнывающем от жары Ашхабаде, куда эвакуировалась Киевская киностудия, зимние пейзажи одного из украинских сёл, где над оставшимися в нём стариками, женщинами и детьми измываются, квартирующие там “победители” – солдаты вермахта. Они могут убить подростка и запретить матери упокоить в земле его тело. Но мать тайком подползает к нему ночами, чтобы поглядеть в последний раз на сыночка. Прожившая эту роль на экране Елена Тяпкина незадолго до начала съёмок получила похоронку на единственного сына Глеба, но, пересиливая горе, создала незабываемый образ своей героини. Под большим впечатлением от просмотра этой ленты американский посол в Москве Гарриман рекомендовал посмотреть её президенту США Франклину Рузвельту.
14 марта 1944 года, сразу после специального показа в Белом Доме, Рузвельт телеграфировал своему другу-послу: что в фильме, который он только что увидел, всё “beautifully and dramatically presented that it required little translation” (“настолько прекрасно и драматично показано, что почти не требуется перевода”). И уже через три месяца “Радуга” была выпущена в американский прокат.
Иван Никулин – русский матрос (1944)
реж. Игорь Савченко
В историю отечественной литературы Леонид Соловьёв вошёл как создатель знаменитой дилогии о Ходже Насреддине, но в годы Великой Отечественной, как военный журналист он описывал события фронтовых будней, создав также повесть, которая и послужила основой этого замечательного и ныне незаслуженного подзабытого фильма. Герои ленты вполне реальны и в тоже время напоминают персонажей русских сказок, не терявших духа в сражениях с разными чудо-юдами и побеждавших часто своей смекалкой.
Вот и воплотивший на экране образ главного героя, своего тёзки, Иван Переверзев (в будущем сыгравший адмирала Ушакова в эпической дилогии о русском флотоводце) напоминает былинного персонажа. А Захар Фомичёв, экранным аватаром которого стал один из любимейших актёров советского кино довоенной поры Борис Чирков, воплощает в себе ещё одно незаменимое для победы качество – действовать с хитринкой, не рискуя понапрасну жизнями своих фронтовых товарищей. В этой, редкой для тех лет, цветной ленте замечательные роли сыграли Степан Каюков, Зоя Фёдорова, Всеволод Санаев. И совсем неожиданно раскрылся здесь талант гения комического эпизода Эраста Павловича Гарина (короля из, снятой чуть позже, легендарной ленфильмовской “Золушки”). Вышедшая в прокат в начале весны победного 1945 года эта лента запомнилась зрителям и замечательной песней о защитниках Севастополя, созданной Сергеем Потоцким на стихи Алексея Суркова “На ветвях израненного тополя”.
Смотреть онлайн фильм Иван Никулин – русский матрос (1944) (колоризированная версия)
Нажмите для получения ссылки...
Лестница в небо (1945)
реж. Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер
Одно из самых необычных воссозданий в мировом кинематографе потустороннего мира, куда попадают погибшие на полях сражений, в воздухе и на море, солдаты и офицеры. В центре этой драматической истории, наполненной причудливой фантастикой, сила любви, которая может вызволить любимого человека даже из оков смерти. Не будем, пожалуй, раскрывать сюжет фильма, переносящего зрителей в последние, если не часы, то дни войны, главных героев которого сыграли Ким Хантер и Дэвид Нивен.
Кстати, уже в 1940-м году, Нивен, сделавший к тому времени звёздную карьеру в Голливуде, встал на защиту Туманного Альбиона и даже удостоился похвалы, ставшего тогда премьер-министром Уинстона Черчилля:
«Молодой человек, вы поступили правильно, отказавшись от своей кинокарьеры, чтобы сражаться за свою страну. Заметьте, если бы вы этого не сделали, это было бы подло».
Герой на экране был героем и в жизни, завершив войну полковником английских коммандос.
А в следующей “великолепной семёрке” мы вспомним ленты советских мастеров экрана, в которых незабываемо воссоздан образ Великой Отечественной войны.