Много ли можно успеть за 47 минут? Ну, всё зависит от ситуации. Юджину, главному герою игры Rue Valley предстоит прожить целую жизнь. Ведь он точно знает, что ровно в 20:47 небо вспыхнет пламенем и с грохотом сметёт весь мир. Откуда он это знает? Ну, дело в том, что он уже множество раз погибал вместе со всем мирозданием, вновь открывая глаза ровно в 20:00, за 47 минут до конца света. Но как избежать всесожжения, если ты заперт даже не в дне, а в часе сурка и этот час вновь и вновь начинается на кушетке психотерапевта?
Ещё на этапе анонсов Rue Valley окрестили клоном Диско Элизиум. Выводы предлагалось делать по скринам и трейлеру и если брать эти источники, то всё действительно достоверно. Да, эта игра отлично подойдёт как поклонникам Елисейской Дискотеки, так и в целом любителям CRPG. Однако сравнение с историей о похождениях депрессивного алкоголика для Rue Valley может быть губительным. К этому аспекту я вернусь позже, а в этом обзоре сперва разберёмся, что же вообще происходит в этой игре.
Скромное обаяние захолустной психотерапии
Главного героя, Юджина Харроу, мы находим на кушетке у психотерапевта доктора Финка. Доктор Финк, конечно, не простой мозгоправ. Для его уникального метода пациенту пришлось приехать в мотель в пустынном американском захолустье, со всей этой горячо нами любимой перекати-поле-романтикой. Пустыня не так уж засушлива, тут часто идёт дождь, выгодно отражающий неоновые вывески мотеля, и заправочной станции. Stuck in the middle of nowhere – так лучше всего можно описать положение Юджина. Впрочем, примерно через час времени реального и 47 минут времени игрового Юджин убедится в ироничном единстве пространства и времени.
После выхода из кабинета врача, который является одним из номеров мотеля, у нас, как у игрока нет никаких задач, кроме как заселиться в этот самый мотель. Это элементарное житейское действие не факт что легко дастся персонажу, ведь чад-думмер, как можно охарактеризовать внешний образ главного героя, вполне может иметь серьёзные проблемы в общении. Если Гарри Дебуа был эксцентричным, странным, сумасшедшим, но крутым парнем, то Юджин Харроу – серый лошпед, состоящий из застенчивости и самобичевания.
И тем сложнее ему придётся, ведь совсем скоро он услышит ужасный грохот, а небо озарит слепящая вспышка, открыв глаза после которой Юджин вновь обнаружит себя на диване перед доктором Финком 47 минут назад. И так повторится ещё много раз.
Мы вольны делать что угодно, предпринимая попытки выйти из замкнутого круга, попутно разбираясь с загадочными душевными муками Юджина. В этом заключается подтекст игры. Тема роста над своими загонами очень популярна в современной культуре, в том числе и в видеоиграх. Так, например, похожая история, также разворачивающая на пустынных американских хайвеях, была разыграна в Heading Out. Однако, как мне кажется, тут есть ещё один слой, отсылающий к галлюциногенным мирам Филипа Дика. Кроме сомнений в реальности мироздания и собственной роли в нём, главный герой может принимать загадочные пилюли фиолетового цвета (помним, что для англоговорящих, фиолетовый – цвет безумия), которые в ряде экстремальных ситуаций выдаст доктор Финк. Может этот дальний родственник матричного Морфеуса просто смешал синюю и красную таблетки?
У меня есть всё время в мире!
Механика взаимодействия со временем взята напрямую из Диско Элизиум: часики тикают только в диалогах или работающих как диалог активных действиях. И точно так же, время можно безжалостно убивать чтением всевозможной беллетристики, или, как вариант, залипнуть в смартфоне. Всё-таки здесь наше время и наши дни. Но всё это куда интереснее в рамках концепции временной петли. За рядом персонажей можно шпионить и собирать на них досье, ведь их действия от петли к петле будут идентичными. Что ещё интереснее, далеко не все персонажи здесь являются узниками этой темпоральной аномалии, что и должно привести к разгадке истории.
Очень положительно на это влияет более реалистический сеттинг. Да, здесь нет глубокого лора, как в DE, но оно и к лучшему. Что происходит в Диско Элизиум, в плане функционирования мироздания мне и после двух прохождений не очень понятно, а когда вся сюжетная канва игры построена на необходимости разобраться в происходящем, запутанная космология никак не помогает.
Если DE имел основу литературную, то Rue Valley – графический роман в европейском ключе, что полностью оправдывает стилизацию под комиксные рисунки. И глубина у этого произведения есть, но она не растягивается на несколько книжных томов. Местами это ироническая сказка или мультфильм, что очень хорошо видно в искаженных пропорциях автомобиля главного героя, когда он в очередной раз пытается сбежать из этого проклятого места.
Аудиальная составляющая также куда более заземленная. В саундтреке гитарные переборы на фоне пустошей, боповая джазовая погоня на машине и прохладный джаз в баре.
Rue Valley – Blues:
Скачать OST Rue Valley или слушать онлайн (mp3, 126 Мб)
Нажмите для получения ссылки...
Даже такие элементы, как заглушающая всё и вся песня одинокого металлиста или аудио-оформление игры на смартфоне или на аркадном автомате – всё это принадлежит к нашей реальности. Если в DE присутствует музыка, характерная для вычурных и выпуклых персонажей истории, то здесь музыка звучит так, что её могут слушать обычные люди из нашего мира.
Сам главный герой также куда более осязаем, чем крутой детектив из иной вселенной. Да, он может быть безликим, но куда более человечным. Особенно умиляет маленькая деталь его образа: когда во время дождя наш узник времени натягивает капюшон толстовки на голову. Это что-то вроде современной интерпретации нуарных плаща и шляпы!
Душевное лекарство
Отдельно радует механика «вдохновения»: для получения необходимых намерений, похожих на мысли из DE, нужно искать положительные образы в окружающей действительности. Так, разглядывая разные элементы окружения, Юджин может задуматься и найти в себе душевные силы. Что именно даст ему эти душевные силы – изначально непонятно и это делает поиск источников куда более любопытным. То есть куда сложнее игнорировать точки интереса с небольшими комментариями, ведь любая из них может стать судьбоносной.
Набирая несколько очков, можно использовать душевные силы на намерения, которые здесь что-то вроде квестов. По факту это чаще всего короткая задача с не очень очевидным решением. Например, попробовать удрать к себе домой из этого захолустья, убедиться (или не убедиться), что всё происходящее – «Шоу Трумана», или просто помочь починить кофейный автомат. Такая приземлённость очень располагает к себе.
Пленник ожиданий: отзыв о Rue Valley
Основная проблема Rue Valley – в её сходстве с Диско Элизиум. Вернее, в позиционировании, что эта игра – наследник Диско Элизиум. Эта очень плохо по двум причинам.
Во-первых: Rue Valley – это не CRPG. Да, она понравится любителям этого мощного жанра, но на самом деле это квест, который мимикрирует под CRPG. И мимикрирует он не очень-то сильно. Да, изометрия, которая, кстати, к жанру CRPG не обязательно принадлежит. Да, есть перки и абилки и даже создание персонажа, но всё это куда более декоративное. Примерно, как боевая система из Norco, которая отсылает к jRPG, но именно что отсылает.
Во-вторых: Rue Valley – это не Disco Elysium. Многие сравнения лежат на поверхности, я сам их приводил выше. Но если углубляется, то сравнение с творением ZA/UM напрочь погубит эту игру. Всё, что хочет быть похожим на Елисейское Диско, за исключением вышеописанных механик, в этой игре значительно хуже.
Текст более слабый в литературном отношении. Арт-дизайн куда менее оригинальный, а персонажи более клишированы. Но самое главное отличие: здесь нет ролевой глубины, которая бы позволила быть Rue Valley самостоятельно партией в духе DnD.
Самое гнетущее впечатление оставляют «проверки», которые здесь явно пришиты, чтобы больше походить на старшего брата. От этого пахнет внешним влиянием и пахнет дурно.
Хочу ещё раз подчеркнуть, Rue Valley – игра замечательная. Но, к сожалению, рекламная кампания вынуждает подходить к ней с оптикой Disco Elysium, а в таком свете она смотрится невыигрышно. Как история про рыбу-неудачницу, которая так и не смогла научиться ездить на велосипеде.
С другой стороны, многие воспринимали DE как электронную книгу, благополучно забивая на её ролевые корни, которые сами по себе смотрятся весьма неказисто. И для таких людей Rue Valley – настоящий подарок.
Мне кажется это маловероятным, но хочется верить, что Rue Valley приобретёт тот самый культурный вес, который выведет её не только из тени старшего сводного брата, но и отправит в свободное плаванье, так что каждый раз вы будете думать о ней, когда на часах неожиданно увидите 20:47..

























