Год 1948-й был необычайно урожайным на отличные вестерны made in Hollywood. В прокат вышли: оскароносный нео-вестерн Джона Хьюстона «Сокровища Сьерра-Мадре», комедийный вестерн Нормана Маклеода «Бледнолицый», «Безжалостный» Джорджа Шермана, «Жёлтое небо» Уильяма Уэллмана, «Красная река» Говарда Хоукса (5-е место в десятке величайших вестернов), «Форт Апачи» – открывающий кавалерийскую трилогию Джона Форда. И, наконец, ближе к рождеству – «Три крёстных отца» (Three Godfathers) всё того же Джона Форда.
Литературный первоисточник «крёстных отцов», одноимённый рассказ Питера Кайна (впервые опубликованный в 1912 году), имел к тому времени уже три экранизации, в двух из которых главную роль исполнил самый востребованный киноковбой немого кино Гарри Кэри-старший. Посвящением ему – «Bright star of the early western sky…» и начинается лента Джона Форда. Ещё подробно не представленная зрителям, троица центральных персонажей гарцующе въезжает в некий городок, где-то в Аризоне. Нам совсем не ясна цель, что привела их в дотоле незнакомое место. Остановив коней у одного из домов, они вступают в шутливый диалог с пожилой парой, посмеиваясь над фамилией домовладельца – Sweet (в русской озвучке удачно найден её аналог – «милок»). Впрочем, их смешки обрываются, как только Пёрли Свит надевает жилетку с звездой шерифа.
В этой, проникнутой тёплым юмором сцене, мы и знакомимся с ловцом (на страже закона) и его дичью – тремя ковбоями, на которых он откроет охоту, как только они ограбят местный банк. Пожалуй, не будем далее спойлерить, тем более что сюжетные коллизии «3 Godfathers» отсылают зрителей к хорошо известному сюжету из Евангелия от Матфея о трёх волхвах. Только вот пустившуюся в бега ковбойскую троицу из фильма, можно скорее назвать волхвами поневоле. А продуманная шерифом операция по их поимке в чём-то напоминает сюжет знаменитой песни Владимира Высоцкого «Охота на волков».
Когда-то известный в 1930-е – 1940-е годы герой вестернов класса «Б» the Singing Cowboy Джин Отри сформулировал десять заповедей экранного ковбоя. И все десять нижеприводимых положений этого декалога на ковбойский лад, точно соответствуют характеристики трёх крёстных-ковбоев из ленты Джона Форда.
Десять заповедей экранного ковбоя
1. Ковбой не может совершить нечестного поступка (заметим, что оставшееся за кадром, ограбление троицей героев банка, происходит не для наживы как таковой, а для того, чтобы каждый из них имел средства на воплощение своей мозолистой мечты)
2. Ковбой никогда не обманет ничьего доверия (что легко подтверждается исполнением той клятвы, что дают каждый из трёх матери своего нежданного крестника)
3. Ковбой всегда говорит правду (в этой ленте так и есть, а вот загадочно-противоречивые герои серджиолеоновских или клинтисвудовских вестернов часто немногословны или совсем молчаливы, как и незнакомец из «Великого молчания» Серджио Корбуччи)
4. Ковбой ласков с детьми, стариками и животными (троица крёстных с большой дороги просто соревнуется между собой, проявляя гиперзаботу о новорождённом крестнике)
5. Ковбой лишён расовых и религиозных предрассудков (тут доказательство очевидно, ведь один из трёх крёстных, спаянных взаимной симпатией – мексиканец Пит, как его зовут друзья на свой лад, сыгранный выдающимся мексиканским актёром Педро Армендарисом, известным многим по второму фильму бондианы «Из России с любовью»)
6. Ковбой протянет руку помощи каждому, кто попал в беду (что и демонстрируют горемычные грабители, когда после песчаной бури натыкаются на покинутый фургон с женщиной на сносях)
7. Ковбой – хороший работник (вероятно этим качеством наделены и три экранных godfathers, только застаём мы их в ситуации отсутствия возможности подтвердить искомое)
8. Ковбой чистоплотен – и внешне и в своих мыслях, словах и действиях (те, кто посмотрит «3 Godfathers», думаю, согласятся, что и этот пункт ковбойского декалога можно записать в их пользу)
9. Ковбой уважает женщин, родителей и законы своей страны (насчёт прекрасного пола здесь сомнений нет, родителей же троицы крёстных мы не знаем, а вот законы своей страны, хоть и нарушая, они уважают, что ясно видно по сцене суда над Робертом Хайтауэром, которого сыграл в фильме самый образцовый киноковбой Америки Джон Уэйн)
10. Ковбой – патриот (пожалуй, такое чувство есть слагаемое всех предыдущих девяти пунктов и им с лихвой владели, к примеру, и на экране, и в жизни Джон Уэйн и самый младший из троицы – сын того, кому посвящён этот фильм – Гарри Кэри-младший)
Остаётся добавить, что оператором, снявшим этот фильм был Уинтон Хок, в конце 40-х – начале 50-х трижды награждённый статуэткой «Оскара», в том числе за две работы с Джоном Фордом.
Так что «Три крёстных отца» стопроцентно смогут подарить ценителям вестернов чудесное рождественское настроение в старом духе. И, как говорил поэт-нобелиат, связавший своей жизнью Россию и Америку: «В Рождество все немного волхвы».