Товарный поезд на полном ходу слетает с катушек под разудалое рокабилли Knees Shakin’ Дона Терри. Из вагона вылетают лысый чёрт, азиатка и гигантский арахнид, одержимый демонами. Обычное дело в Аппалачах в 1959-м году. Чёрт – не кто иной, как известный даже в той глуши Хеллбой, азиатка – агент Бобби Джо Сонг из Бюро расследований паранормальной деятельности (БРПД), арахнид – их груз, который следует доставить в БРПД для опытов. У паучка иные планы, потому он шустро скрывается в вентиляции угольной шахты, которыми изрезаны окрестные предгорья.
Don Terry – Knees Shakin’
Идя по следу, Хеллбой с напарницей оказываются в краю бедности и отчаяния, скрытого за иронией: “У вас есть телефон? – Да, в задней комнате, рядом с цветным телевизором и курицей, серущей серебряными долларами.” В хижине местных обнаруживается мальчишка, ставший жертвой колдовства, которым развлекаются здешние ведьмы. Ведьмами заправляет таинственный Скрюченный человек. Заглянувший в ту же хижину ветеран Том Феррел (Джефферсон Уайт, “Йеллоустоун”), вернувшийся домой после долгих скитаний, имеет свой счёт к Скрюченному человеку. Хеллбой (Джек Кеси, “Оружие”) и Бобби Джо (Аделин Рудольф, “Ривердэйл”) решают помочь Феррелу разобраться с блюграссовым Азазелло.
Майк Миньола – гениальный художник-график, чьи работы узнаваемы по первым штрихам. Его игра со светотенью напоминает Караваджо, а линии будто чьей-то окаменевшей рукой пытаются повторить Брейгеля Младшего, не теряя определённого изящества. Своего “Героя из Пекла” Миньола впервые продемонстрировал на страницах комиксов в 1993-м году. С тех пор “Адский паренёк”, любитель сигар и бескомпромиссный кошатник, успел покорить сердца курильщиков, кошатников и мелких бесов. Магистр магической мультипликации Гильермо Дель Торо (“Пиноккио”, 2022) создал свою дилогию про Хеллбоя, нахватавшись тьмы, льющейся из каждого чернильного фрагмента этих рисованных новелл. Ибо самое интересное в рисунке Миньолы закрашено чёрным.
Спустя одиннадцать лет голливудские функционеры, у которых постоянно зудит, но всё не найдут, где почесать, решили предпринять первый перезапуск франшизы. Почесались лохматые, разумеется, не в тех местах, поэтому “Хеллбой’2019” заставил кинокритиков отхаркиваться гневной шерстью (одна знакомая кинокритик вообще отказалась от паштета на неделю), а публика и вовсе не спешила в кинотеатры, отпаивая домашних кинокритиков валерьянкой и молочком. Хотя Дэвид Харбор, сыгравший Хеллбоя на этом витке истории, сделал всё, что мог. Не собираясь сдаваться, хорьки “Фабрики грёз” зализали прорехи в бюджете, после чего, прождав пятёрку годков, выдали на новый перезапуск смешные-таки деньги и отправили съёмочную группу в Болгарию.
Майк Миньола – великолепный рассказчик, умеющий сплетать мифы славян с полинезийскими суевериями. Его Хеллбой – полуковбой-полусамурай, научившийся вести себя, глядя в телевизор на военной базе. Джон Уэйн и семь самураев. Взболтать и перемешать хорошенечко. Любой рассказ Миньолы о Хеллбое имеет крепчайшие основы, от мифов Ктулху до гэльских сказаний о Кухулине. Основой для фильма Hellboy: The Crooked Man послужила мифология Аппалачей, тщательно собиравшаяся и, подобно Павлу Петровичу Бажову, переосмысливавшаяся писателем Мэнли Уэйдом Уэллманом. Здесь переплетаются старые языческие верования шотландских переселенцев с духовидчеством коренных племён. Здесь Мерл Трэвис написал свои лучшие песни о тяжкой судьбе шахтёров. Здесь Хеллбой изведёт всех зловредных ведьм и запирует с “муншайнерами”.
Детская, как заявляют, песенка Crooked Man, есть и в русском варианте, переведённая Корнеем Ивановичем Чуковским:
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
В контексте данной истории следует вспомнить и последние строфы:
Скрюченная баба
По болоту босиком
Прыгала, как жаба.
И была в руке у ней
Скрюченная палка,
И летела вслед за ней
Скрюченная галка.
В мини-серии комиксов “Crooked Man” Майк Миньола решил ограничиться сочинением истории, предоставив все труды визуализации Ричарду Корбену. И стиль рисунка Корбена оказался абсолютно точным для маленького мифа сельской Америки. Режиссёр Брайан Тейлор (“Адреналин”), в свою очередь, блестяще воспроизводит этот стиль на экране.
Хеллбой выглядит иначе, нежели ставший классическим облик Рона Перлмана, но не менее живым и крутым. Хотя, видимо, доступа к кубинским сигарам пока не имеет, коптит сигаретками. Шутит в духе эпохи: “Этот домик трясётся сильнее, чем задница Элвиса!”
Агент-азиатка в оригинальном комиксе отсутствует, но это не мешает истории развиваться в духе мистерий европейских переселенцев, ярко изображённых когда-то Вашингтоном Ирвингом, а позднее Мэнли Уэллманом. Операторская работа Ивана Вацова с балканских “аппалачей” напоминает о первых “Зловещих мертвецах”, туда же идут и спецэффекты. Майк Миньола лично поучаствовал в написании сценария.
Как следствие, помимо мелких придирок от “эффектоедов”, у нового “хеллстерна” лишь один недостаток: создатели изначально не задумывали блокбастер, экранизируя абсолютно камерную, привязанную к месту историю, тогда как публика хотела нового Дель Торо. Не совпало. Прокат провален. На деятельности БРПД это никак не скажется. Анунг Ун Рама тоже фанат Элвиса, вот откуда бакенбарды. Ещё и Louvin Brothers в звуковой дорожке. Не тритесь об рейтинги, Лунные Псы, наслаждайтесь просмотром!
The Louvin Brothers – Sinner You’d Better Get Ready