Blood West, обзор игры в жанре RPG и вестерн

Blood West: в прериях никто не услышит твой крик

Просторы фронтира манят непокорных уже более полутора веков. И если классические истории о ковбоях и индейцах давно стали частью культурного фундамента человечества, то ужас этих бесприютных земель поселился в популярной культуре не так давно. Какой может быть ужас для бесстрашного парня с пушкой? Но хватит ли патронов и сноровки против того, что крадётся в вечной пустынной тьме?

Практически всю жизнь Дикий Запад, а точнее сам сеттинг вестернов вызывал у меня неприятную тревогу. Ведь что останется от вестерна, если убрать сам вестерн, с захватывающими историями о хладнокровных героях? Останется пустота. Абсолютно пустая ничейная бесплодная земля, мир пыли и иссохшего дерева, где есть два равнозначных кошмара: ты полностью одинок в этом бессмысленном мире или тут есть кто-то Другой. Именно в такую лиминальщину погружает игра Blood West.

постер к игре Blood West

Мертвец

Сюжет начинается с того, что наш хладный труп волоком тащит на себе шаман неизвестного племени, попутно раздавая экспозицию: белые люди своей жадной безалаберностью пробудили древнее зло, которое с удовольствием превратило их самих в своих отвратительных слуг. Но волею шамана мы возвращаемся к некоему подобию жизни, которое будем влачить, пока не расправимся со злом в этой бесконечной ночи.

На аскетичной интродукции сюжет не то что бы заканчивается. Стандартные повествовательные элементы уходят на второй план, а из записок мы узнаём скорее техническую информацию о том, как выживать в мёртвом мире. Всё выглядит так, как выглядит просто потому что выглядит так. И это важный аспект, к которому я вернусь при разговоре о визуальной части игры.

Вечный скиталец

Жанрово игра ни разу не хоррор, во всяком случае не в игровом процессе. Это размеренный иммерсивный шутер в открытом мире, с упором на РПГ элементы и стелс. На первом этапе почти любой противник разорвёт героя на куски. Да и патроны в ужасном дефиците, что отдаёт дань Злобным Резидентам. Стрельба тут хардкорная, быть метким здесь просто необходимо.

Множество маленьких вещей работают на погружение: долгая перезарядка револьвера по одному патрону, анимации лечения, употребления всевозможных снадобий, дотошная работа с инвентарём. Например, необходимо вручную разряжать трофейные пистолеты, чтобы собрать патроны. Однако всего этого недостаточно, чтобы занести Blood West в симуляторы погружения. Дизайн уровней не даёт большой творческой свободы, а стиль прохождения больше зависит от выбора оружия. Лук, топор, револьвер, обрез или винтовка – что угодно, но не более двух штук одновременно. А ещё тут нет аудио-дневников и есть лестницы. Посвящённые поймут.

Смотрите еще  Нефтедобытчицы (1971) - первый фем-вестерн

Начало игры вводит в заблуждение демонстрацией стелс-механик с отвлечением противников. Нет, стелс отлично работает: у противников есть зрение и слух, а у протагониста бесконечный запас камушков, чтобы отвлекать нечисть шумом. И прокрасться мимо множества противников – вполне реальная задача, но вам не стоит так делать.

Всё дело в прокачке, которая имеет огромное значение. Опыт даётся за мёртвых противников, а не за скрытность игрока. Да и лут, необходимый в торговле, лучше всего собирать с поверженных врагов.

Таким образом очень быстро стелс сводится к раздаче хэдшотов из-за укрытия и косплею Патрика Бейтмана с нанесением критического урона топором. Своей же гибели не нужно бояться слишком сильно: в лучших традициях ARPG вас перенесёт в безопасную зону со всем награбленным. Что мертво – умереть не может, но злоупотребление подобной некропортацией будет проклято: три смерти подряд подарят дебаф, который можно отмолить у амальгамации духов, живущих в черепах крупного рогатого скота в тех же безопасных зонах.

РПГ элемент начинает превалировать очень быстро, и буквально за несколько часов игра меняет свои референсы от сурвайвал-хоррора и стелса к своеобразной экшн-РПГ. Но ощущается это очень здорово: из жертвы мы всё больше становимся охотником.

Облик чудовищ

Графическая стилизация под компьютерные игры рубежа тысячелетий здесь сделана очень хорошо. И это именно компьютерные игры, а не пляшущие полигоны первой плойки, всем уже изрядно надоевшие. К сожалению, в Blood West нет ЭЛТ фильтра, для полного погружения в эпоху. Зато есть кое-что другое.

В каком-то видео я слышал тезис, что значительная часть геймдева Польши (да, у меня снова любители бобров) работали или хотя бы в гости на чай заходили в People Can Fly – студию, сделавшую Painkiller – без преувеличения, мою любимую компьютерную игру. И в ней есть очень любопытный момент повествования через общую атмосферу локации, с теми же лиминальными нотками, привязка дизайна противников к сеттингу, да и сам дизайн местами очень явно вдохновлён. Всё вместе это даёт лавкрафтианское ощущение непознаваемого ужаса, потому что у игры просто не хватает лора, чтобы описать всё вокруг. В те моменты, когда у вас нет активного действия, начинаешь задаваться вопросами в духе “почему эта ночь длится так долго?” и “что сделало чудовищ именно такими?”

С другой стороны, ретро-эстетика игры подспудно заигрывает с феноменом игр на Source: ощущение безмятежной и пугающей одновременно пустоты здесь присутствует постоянно. При этом Hyperstrange, команда разработчиков, явно не хотели пугать нас очень много. Другие их игры, как Postal: Brain Damage и Elderborne (последняя обязательна к ознакомлению всем любителям эстетики Конана Варвара и игры Dark Messiah), рассматривают разные грани стилистики компьютерных игр начала века, будь то кислотное безумие или ржавая палитра, пропущенная через аналоговые фильтры. Здесь же скорее достоверно передана атмосфера тех полупустых миров, которые так часто рисовали дизайнеры, работавшие на сорсе. Странными флешбэками всплывают потерянные любительские карты с условного сборника лучших модов для Half Life за 99 год.

Смотрите еще  Cthulhu Saves Christmas: Новый Год за вуалью реальности

Шёпот ветра

Что касается звука, то он местами напоминает первый Half Life: хотя прекрасный эмбиент присутствует почти всегда, сэмплы местами ужасно компрессированы. Эта фича отлично дополняет графический стиль, но её эстетика куда менее очевидна и может раздражать при игре на приемлемой акустике.

Музыкальная составляющая очень радует. Эмбиент на локациях, хотя и отдаёт дефолтной историей про дикозападную нечисть, но очень хорошо синергирует с вдумчивым и напряжённым геймплеем. Все эти завывания отлично работают на погружение, а медленный темп игры, где ты охотник и жертва одновременно, заставляет почувствовать себя в настоящем хорроре. При чём скорее героем фильма, нежели компьютерной игры. Ну и открывающая музыкальная тема в дарк-кантри-рок стилистике очень уж хороша.

Что любопытно, в настройках можно снизить периодичность или вовсе отключить “крутые фразочки” протагониста. Это очень хорошая опция, поскольку главный герой должен быть скорее скрытным тихоней, а не Дюком Нюкемом, и излишняя словоохотливость немного рушит образ. Рыгать от волшебных зельев и самогонки герой не перестанет, но и на том спасибо.

Dark West

Эта игра попала мне очень вовремя. В построждественском царстве мрака, когда темнеет всё ещё слишком рано, а поводов для официально одобренной радости как будто не осталось, лучшее лекарство от хандры – убивать чудовищ долгими вечерами. Часок-другой этого готического кошмара вечером отлично отвлекает от по-настоящему неприятной обыденности. Несмотря на весь мрак и сложность вам вполне под силу победить этих чудовищ. Ну и под занавес небольшой исповедальный дисклеймер: на настоящем моменте я нахожусь только в первой из трёх глав, не считая DLС. Насколько мне известно, в дальнейшем мало что меняется, но, возможно, позже я дам развёрнутый комментарий о дальнейших приключениях. Когда-нибудь. Поверьте мне, эта не та игра, в которой хочется торопиться.

Blood West парадоксально интересна в своей скудности, она радует глаз визуальным аскетизмом и увлекает простой и понятной системой. В этот негостеприимный мир хочется погружаться. Погружаться в неспешную, лишённую ненужного цифрового шума реальность, постепенно подчиняя себе этот проклятый мир. Возможно, это напоминает тот самый терапевтический эффект серии Dark Souls. А ещё это портал в то самое лучше время цифровой эпохи, когда всё уже было, но всего не было слишком много. Когда компьютер мог быть независимым терминалом, окном в мир удивительных, жутких и необъяснимых вещей. Да и интернет не нужно было держать включённым всегда.

Шаман из игры Blood West, обзор видеоигры

Горячий сибирский. Рок-н-ролл, барабаны, видеоигры, экзистенциальная тоска по Югославии.