Vertigo, Головокружение, саундтрек Бернарда Херрманна к фильму Альфреда Хичкока

Vertigo (1958) Как Бернард Херрманн написал саундтрек к нашему коллективному головокружению

Американский триллер 1958 года Vertigo («Головокружение») — это больше, чем фильм, это — погружение в пучину человеческой психики. Преследуемый призраком погибшего товарища и мучимый страхом высоты, отставной полицейский Скотти пытается обрести почву под ногами. Его нанимают следить за душевнобольной женщиной и её необъяснимое поведение лишь усугубляет его собственную душевную смуту, стирая границы между реальностью и наваждением. Джеймс Стюарт и Ким Новак в главных ролях воплощают эту историю рокового влечения, чьё напряжение усиливает знаменитая музыка Бернарда Херрманна. Его саундтрек, навеянный вагнеровской темой любви и смерти, стал звуковой поэмой, без которой «Головокружение» немыслимо.

роман Холодный Пот: из мира мёртвых, 1954, Буало-Насержак
История эта родилась на страницах романа «Из мира мёртвых» (1954) за авторством Пьера Буало и Тома Нарсежака, найдя своё второе, бессмертное рождение в кинематографе Хичкока.

Работа кинокомпозитора — это не искусство сопровождения. Это ремесло звукового экзорциста. Это выуживание из визуальной ряби тех демонов, что прячутся в подкорке, и превращение их в музыкальную ткань, что говорит с нами на доисторическом языке спинного мозга. Бернард Херрманн, этот упрямый заклинатель из Нью-Йорка, изучавший искусство дирижёра в Джульярде и сбегавший на репетиции в Карнеги-холл, понимал это как никто другой. Его партитура к Vertigo Хичкока — не саундтрек. Это симфония для оркестра и сломанной психики, полноценный соавтор повествования и главный архитектор той кинематографической оптики, сквозь которую мы взираем на бездну.

Альфред Хичкок и Бернард Херрманн
Альфред Хичкок и Бернард Херрманн

Сотрудничество Херрманна и Хичкока было союзом двух манипулятивных гениев, но союзом, в котором композитор сохранил за собой право на творческий садизм. Хичкок как-то попросил написать что-то «попопсовее», на что Херрманн парировал:

«Слушай, Хич, ты не можешь перепрыгнуть свою же тень. Ты не снимаешь попсовые картинки. Зачем тебe я? Я не пишу попсу!».

Vertigo, Головокружение, саундтрек Бернарда Херрманна к фильму Альфреда Хичкока

После этого они не работали никогда. Но нам остался их величайший совместный опус — «Головокружение», партитура, которая не иллюстрирует сюжет, а является его звуковым костяком.

С первого аккорда — знаменитого мотива «Головокружения», этого тревожного арпеджио — Херрманн не просто задаёт тон. Он впрыскивает в уши слушателя вирус навязчивой идеи. Музыка Херрманна — это не про страх падения. Она про напряжение между желанием упасть и ужасом перед падением. Та самая структура чувства, что определяет нашу жизнь в обществе тотального контроля и невротического потребления.

Смотрите еще  Hot Chickens – It's Time to Rock Again (2022), прошу прощения за мой французский

Bernard Herrmann – Vertigo Opening Credits Theme (mp3):

Херрманн, этот гений подсознательного, проектировал свою музыку для слушателя, воспринимающего её «вполуха». Он намеренно использовал короткие, почти усечённые мотивы, чтобы они впивались в подкорку. Возьмите его «Лейтмотив Любви» — всего четыре ноты, украденные у Вагнера из «Тристана и Изольды», символа обречённой любви. Алекс Росс тонко подметил, что Херрманн не просто ворует, а «будоражит память тех, кто знает «Тристана», и подсознание тех, кто не знает». Его скрытые цитаты указывают на неостановимое повторение прошлого. Скотти одержим прошлым в лице Мадлен, а мы, слушатели, одержимы звуком этого прошлого, которое никогда не будет настоящим.

Возьмём для примера сцену в лесу (трек «The Forest»). Музыка здесь — это не сопровождение к диалогу о кольцах на срезе дерева. Это самостоятельное психоделическое путешествие. Херрманн использует мрачные, пульсирующие двухнотные фигуры в духовых, создавая ощущение древнего, почти доисторического ужаса. Когда Мадлен произносит свою сюрреалистичную фразу «Где-то здесь я родилась, и там я умерла», музыка отвечает ей пронзительными фигурами духовых, звучащими как крик из другого измерения. Мадлен — это призрак, и её тема, блуждающая и меланхоличная, идеально звучит в эпоху, когда, по выражению Франко Берарди, мы живём в «мире после будущего».

Но настоящий шедевр манипуляции — «Сцена любви» (Scène d’amour). Название циничное… Это не сцена любви, а сцена насильственной реконструкции, где Скотти перепрошивает Джуди в образ своей мёртвой фантазии. И здесь музыка Херрманна обретает гипнотическую, почти безумную мощь. Любовный мотив, тот самый четырёхнотный знак обречённости, становится навязчивой, всепоглощающей идеей, звуковым эквивалентом одержимости Скотти.

Смотрите еще  Carl Perkins - Go Cat Go! (1996) когда поют коты

Финал этой сцены парадоксально торжественен и уверен. Некоторые музыковеды видят в этом символ того, что иллюзия окончательно затмила для Скотти реальность. Он не просто обрёл свою Мадлен; он сбежал в созданный им самим симулякр, в тот самый «культурный тупик». Ведь Херрманн не просто написал музыку к фильму. Он спроецировал звуковой ландшафт безумия, бега по кругу в поисках утраченного будущего.

Так что же нам остаётся, барахтающимся в этом болоте ретро-стилей и призрачных ностальгий? Бернард Херрманн не был панком в привычном смысле. Он носил костюм, а не косуху. Но его отношение к власти — будь то власть режиссёра, студии или устоявшихся музыкальных норм — было чистейшим панком. Он был «заклинателем», а не наёмным работником.

Так что его завещание — это не ноты на бумаге. Это призыв слушать с неповиновением. Создавать свой саундтрек, состоящий из помех, какофонии и треска ломающихся иллюзий. В мире, где будущее больше не то, чего мы ждали и (местами ещё глупо) ждем, единственный акт сопротивления — это продолжать свой танец на краю крыши, под звуки собственного персонального «Головокружения».

Выбери падение. Но выбери его под свой саундтрек.

Джеймс Стюарт, кадр из фильма Головокружение, Vertigo, 1958
Ко всем психическим расстройствам, симптомы которых только ленивый не отметил в поведении Скотти, можно добавить шизофрению