The Blasters - Hard Line, обзор альбома с хитом Dark Night

The Blasters – Hard Line: Тёмная ночь и роковые ноты

В 1977-м году место Короля рок-н-ролла оказалось вакантным по известным причинам. Немедленно своих принцев предъявил Малькольм МакЛарен со придатками. Их мы будем именовать “Гомункулы Макларена”. Казалось, всё хорошее, доброе, музыкальное вот-вот смоет цунами помойного нигилизма панка и неоновых соплей new wave. Ответ пришёл из тех же подворотен. Роберт Гордон появился из среды радикалов, практиковавших БДСМ (насилие над слушателем) в CBGB’s. Порвав с глэм-панками Tuff Darts, первые два рокабилли-альбома он записал под аккомпанемент самого Линка Рэя. По ту сторону Атлантики уже были готовы Levi & The Rockats, уже ошпаренные вакханалией несчастных, поверивших в “панк”. Так началось нео-рокабилли. А затем в Англию прибыли юноши, не сыскавшие успеха на родине, но слыхавшие, что в Лондоне дела пойдут в гору. The Stray Cats. И парни преуспели, добравшись аж до Балабановских “Жмурок”. Конкуренцию “Блудливым котам” на Альбионе составил Трясущийся Стивенс, осовременивший своё звучание, покинув The Sunsets.

Dave and Phil Alvins on stage at the famed Whiskey a Go Go Club on the Sunset Boulevard in this 1980 Hollywood, California
Дэйв и Фил Элвины на сцене клуба “Whiskey a Go Go”. Сансет Бульвар, Голливуд, Калифорния, 1980

Тем временем в Калифорнии братья Фил и Дэйв Элвины разрабатывали собственную манеру игры. Они взяли за основу все доступные жанры Южной музыки. В 1965-м маман таки притащила маленького Фила на концерт Брауни МакГи, тогда парнишка и подхватил блюзовую бациллу. По соседству проживали ещё два толковых шкета: Джон Базз и Билл Бэйтмен. Вчетвером эти ребята промышляли поначалу игрой в ковбойцев, а чуть повзрослев, стали таскаться аж в самый Лос Анджелес, посещая негритянские джукджойнты, где никто не мутузил белых воронят, радушно позволяя наслаждаться выступлениями музыкантов. Дэйв Элвин был в компании самым мелким по возрасту, но самым крупным по характеристикам, и в какой-то момент Фил предложил квартету дворовых ковбойцев стать рок-квартетом. Джон и Билл были назначены на бас и барабаны, соответственно их говорящим фамилиям, Фил стал главным горлопаном и ритм-гитаристом, а на плечи мелкого легла вся мелодическая ответственность. По поводу названия возникли сомнения, но их развеял Джимми МакКраклин (легенда джамп-блюза, на секундочку):

“Да, у Джо Тёрнера были свои Blues Blasters. Выкинь слово blues, остальное забирай себе. Если Большой Джо спросит, отвечай, что я разрешил (задорно и хрипло смеётся)”.

The Blasters 1980, Dave Alvin, Phil Alvin, Bill Bateman, John Bazz
The Blasters образца 1980: Дэйв Элвин, Фил Элвин, Билл Бэйтман, Джон Бэзз

В отличие от Англии, где в некоторых районах и даже городках если щенок не родился тедди-боем, его немедленно топили (нет, разумеется, его медленно утапливали на протяжении всей жизни), в Калифорнии не было обилия фанатов рокабилли, но было полно любителей. Да что там говорить, даже панк-сцена приняла The Blasters как родных, вот почему критики недалёкого ума причисляют их к стилю коупанк. В 1980-м году на независимом лейбле Rollin’ Rock вышел дебютный альбом The Blasters “American Music”. Помимо претенциозного названия заглавной песни, он содержал девятнадцать композиций, одну из которых написал Фил, шесть – Дэйв, остальные были заимствованы у гигантов 1950-х. Помимо нескольких потенциальных хитов, пластинка несла на себе хит крупный и убойный – “Marie Marie”. Изначально Дэйв задумал её каджунской мелодией, положенной на ритм Чака Берри. Уже на репетиции коллектив одобрил тему, пришлось срочно сочинять слова, а в голове Дэйва вертелся лишь один образ, увиденный давным-давно: девчонка с огромной гитарой, сидящая на ступеньках особняка плантаторской эпохи.

“Marie Marie
Playing guitar on the back porch
I sit in my car
While she sings so sad
Marie Marie”

Dave Alvin, чудеса левитации на концерте Бластерс
Дэйв Элвин: чудеса левитации

Песню подхватил уже известный нам Трясущийся Стивенс, сделав её коммерчески выгодной. В один из дней Стивенс позвонил Дэйву с предложением стать постоянным автором для Трясущегося. Дэйв, хотя и был польщён, вынужденно отказался: “мистер Стивенс, я не знаю, откуда и какими путями ко мне приходят песни, поэтому не смогу выуживать их из цилиндра сообразно контракту“. Ну да мистер Стивенс и без того не пропал, став самым продаваемым артистом Великобритании 1980-х. Второй альбом с потрясающим названием “The Blasters” заметили даже критики.

Смотрите еще  Последняя Субкультура: призрачный танец на руинах капиталистического реализма

Дэйв Элвис и Фил Элвин, The Blasters на шоу Дика Кларка American Bandstand, 1984
Дэйв и Фил на шоу Дика Кларка American Bandstand, 1984

Видный представитель сего неуёмного племени Роберт Кристгау отметил, что вокал Фила Элвина самый напористый среди певцов “nouveau” рокабилли. И уже это “nouveau” выдаёт в Кристгау изрядного праноеда. Далее Кристгау уже почти ставит Дэйва Элвина в один ряд с Джоном Фогерти, но тут же гадит в этот горшочек мёда, отмечая, что лирика Дэйва более телесная, нежели духовная. Очень смешно, учитывая, что The Blasters – рокабилли-банда. Никогда не читайте кристгау перед завтраком, а также в обед и после ужина. Вообще не читайте никаких кристгау.

Blasters 1985
The Blasters, 1985

Третья работа вышла спустя два года, тексты действительно стали более вдумчивыми, аранжировка обогатилась дуэтом саксофонов, а посвящённая Хэнку Уильямсу “Long White Cadillac” – истинный шедевр рок-н-ролла. И здесь мы подходим к черте – одному из лучших альбомов если не рока, то рокабилли уж точно. “Hard Line” вышел в 1985-м году, звуча современно по сей день. Давайте разгрызём эти мозговые косточки, Лунные Псы!

Trouble Bound – рокабилли с The Jordanairs на подпевках. Необычная структура песни ломает рамки, оставаясь в пределах допустимого. Звучит словно только что отпечатанный винил. Правильный контрабас и правильные барабаны довершают дело.

Just Another Sunday – песня с могучим (привет, Кристгау!) текстом. Бескомпромиссный кантри-рок.

Hey Girl – заводное зайдеко. Вы ещё не пляшете? Вуду идёт к вам. Но перед смертью жертву накормят гамбо. Ах да! Песня-то про плотские удовольствия.

Смотрите еще  Дион Димуччи: Кот на скользкой крыше. Лучшие песни Короля Ду-воп

Дэйв Элвин, гитарист The Blasters

Dark Night – новая градация рокабилли. Будто сам воздух Юга трепещет в гитарных фразах. Словно The Blasters предлагают новый образ мысли. Родригес и Тарантино поняли посыл правильно, воткнув песню в свой шедевр “From Dusk Till Dawn”.

Little Honey – мистическая баллада, приправленная луизианской скрипкой. Под такую песню только и остаётся, что валяться в траве, глазея на созвездия, наслаждаясь ленивой мандолиной.

Samson And Delilah – госпел, спетый Филом при поддержке чёрного хора. Очень хороший госпел. Возможно, Господь нас услышит.

Lux & Ivy The Cramps. Phreddie Paterson, Dave Alvin, 1980
Lux & Ivy (The Cramps). Phast Phreddie Paterson, Dave Alvin, 1980

Colored Lights написал Джон “Кугуар” Мелленкамп. Он же её спродюсировал. И это единственная странная вещь на альбоме. Просто оторви да выбрось… Мелленкамп всё пытался стать вторым, а то и первым Спрингстином. Ничего не получилось, но совался он во все тяжкие.

Help You Dream скорее поп, нежели рокабилли. И это работает. Свингует по полной. Подпевают те же The Jordanairs. Вот что делает простецкую песню большой.

Common Man – жутковатый кантри-рок о судьбе обычного человека и того, кто делает этого человека обычным. О манипуляторах.

Rock & Roll Will Stand говорит о том, что никто не потеряет свинговость в подаче. Потеряют. В 1985-м деревья были зеленей.

The Blasters, 1982
The Blasters, 1982

Дэйв Элвин покинул группу вскорости. Он почувствовал вкус к историям и их сопровождению. Группа The Blasters фактически закончилась с его уходом. Два достаточно свежих альбома группы кричат: “Вернись!!!”. Когда неведомые тропинки вернут его назад, Дэйв скажет: погнали. И это будет марди-гра для всех. Не кусайте свои пятки, Лунные Псы!

Кантри, южная готика, хтонические Твари Лавкрафта, комиксы, которые я рисую, всё это вместе. Джаз, хорошее кино, литература, будоражащая ум. Живопись, от Караваджо до Чюрлёниса. Взболтайте. Ожидайте реакции.