Stressor, Live in St.Petersburg 2022, обзор концертного альбома тульской нео-рокабилли сайкобилли группы

Stressor – Live in St.Petersburg (2022): Стрессоустойчивость Северной Столицы

Начну с личного вопроса: как вы справляетесь со стрессом? Я вот очень ценю маленькие радости жизни. Маленькие радости, такие как удачный концерт или хорошая пластинка, могут иметь по-настоящему целительный эффект. Вышедший в конце 2022 года концертный альбом тульской группы Stressor сочетает в себе оба этих примера.

Stressor, фото с концерта

Продолжу рассказывать о современном российском сайкобилли, вышедшем в текущем смутном десятилетии. В отличии ранее упомянутых мной повелителей подземелий, Stressor – настоящие титаны из ранних девяностых. Образовавшись в 1993 году, Стрессоры сразу же определили себя как old-school psychobilly и это в высшей степени верно и для сегодняшней пластинки. После творческого перерыва в начале столетия в 2007 вышла первая пластинка Russia’N’Roll, собравшая в себя ранний русскоязычный материал группы, включая первый хит группы «Сгорю я весь», прославивший Стресоров на локальном радио. Это очень интересная пластинка, сочетающая в себе сайкобилльное звучание с нежной романтикой, где-то между аутентичным рокабилли и творчеством групп «Браво» и «Секрет».

Стрессор на рок-фестивале в 1999 году
Стрессор на рок-фестивале в 1999 году
Стрессор на рок-фестивале в 90е годы
Stressor в 90е годы

Потом был осуществлён разворот на запад и дальнейшее творчество группы стало англоязычным. К концу нулевых туляки смогли покорить Европу, выпустив на немецком лейбле Crazy Love Records две пластинки: Burn Out! и Red Hot Rocket, 2008 и 2009 года соответственно. Также в 2009 году Стрессоры делили парижскую сцену с психобильными мастодонтами Batmobile, King Kurt и Coffin Nails.

Stressor на концерте в Германии в 2012 году
Stressor в Германии в 2012 году

Во втором десятилетии века вышла ещё пара альбомов: Trip To Mad City (2012) и No More Panic (2014). На этом с полноформатники закончились, как и закончилась российская дружба с европейскими странами. В 2019 вышли синглы Optical Illusion и мой любимый Cannibal Fish. И вот, 2022 году выходит концертный альбом, о котором я сегодня расскажу. Записан он на полтора года раньше, 24 апреля 2021, в тот самый ностальгический пост-ковидный период. Да, в этом году не всё было ужасно. И вообще музыка сильнее всяких войн. В Санкт-Петербурге это особенно показательно. Группа и сейчас активно выступает, как минимум в родной Туле и Москве. Да и в питерской Фишке они были в позапрошлом году.

Stressor на живом концерте в Fish Fabrique Spb
Stressor на живом концерте в Fish Fabrique Spb

Легендарный клуб Fish Fabrique на Лиговском проспекте – место по-рокешному уютное. Больше «Чёрт Побери» на Думской и меньше Mod Club, Фишка насыщенна духом богемной подворотни, места для своих, но открытое всем, кто понимает, что да как. Пространства там немного, а вместимость донельзя маленькая: влезет не больше сотни человек. И это хорошо на самом деле, поскольку сайкобилли – музыка для ценителей, а более сотни сайкобиллов в одном месте – заявка на стихийное бедствие.

С этим альбомом у меня та же история, как с прошлогодним концертником Белого Бизона — это моё первое серьёзное знакомство с творчеством группы. Дело в том, что полноформатники нулевых недоступны легально на отечественных платформах. Даже в официальной группе в ВК это рукотворные плейлисты. Такое вот хитросплетение авторских прав и санкционной политики. Впрочем, не впервой такое встречается: те же питерские Looney Boppers на отечественных стримингах не появлялись и без всяких политических причин.

Начинается альбом с минутной открывашки Burn Out! переходящей в разудалую провокационную Hit The Pig. Не то что вы подумали! Эта песня о замечательной мобильной игре Angry Birds. Помните такую? Ну, в 2014 году, откуда альбомный оригинал песни, она была более актуальной. Живая версия мне нравится значительно больше. Удивительно, но она значительно лучше с точки зрения звукозаписи и сведения, а аранжировка практические не отличается. Да и зачем ей отличаться? Таких навязчивых припевов ещё поискать!

Смотрите еще  The Koffin Kats - Higher Lows (2024): десятая кошачья жизнь

Кстати, если говорить о звучании группы, то оно не требует никаких скидок, типа «поддержим наших». Всё очень серьёзно и точно не хуже ведущих европейских олдскульщиков.

Сдобренная криками слушателей, следующая композиция Let’s Go! так же является альбомной открывашкой. На этот раз это альбом 2012 года Trip To Mad City. На альбомной версии мне чуть больше нравится торчащее звучание ритм секции, но в остальном концерт не уступает. Песня заканчивается приветственным словом Андрея Рублёва, официально открывая концерт. Сам себе конферанс, то-сё.

Stressor, концерт в Fish Fabrique Спб
Stressor, концерт в Fish Fabrique Спб

Стрессоры явно знают толк в припевах! Optical Illusion вы гарантированно будете напевать очень долго. Родом с одноимённого сингла, концертная версия отбрасывает вокальные спецэффекты, выводя на передний план гитарные ходы Андрея Клепикова.

Я скептически отношусь к тому, что Стрессор иногда приписывают к нео-рокабилли, но Bye Bye Love развеивает подобный скепсис. Куда более расслабленная и жизнерадостная, чем предыдущие треки, эта кавер-версия Everly Brothers заряжает позитивными вибрациями. Студийная версия звучит более агрессивно.

Вступление Love Me напоминает The Norton Spirit от Blue Cats. Правда на этом сходства заканчиваются: это куда более боевая и уж точно более чокнутая песня, напоминающая о творчестве Бэтмобильных голландцев. Менее театральная, чем у The Cramps, более жесткая и собранная.

No More Panic с одноименного альбома здесь куда бодрее студийной версии и этот ускоренный темп делает песню куда более бешенной.

Stressor, Андрей Клепикорв, Андрей Рублев, концерт в Glastonberry

Red Hot Rocket со второго англоязычного студийника вновь заходит на рокабилльную сторону, начинаясь с классических вокальных вставок. По звучанию выигрывает однозначно концертная версия, и дело тут не только в живой энергетике и всём таком. Ранние студийники туляков звучат очень странно. Настолько странно, что версии с рассматриваемой сегодня пластинки звучат куда более эталонно. Возможно в том, что ранних пластинок нет в доступе на стримингах виноваты далеко не санкции от немцев.

И далее нас встречает настоящий хит 200 Bones. Хитовость этой песни опять сокрыта в припеве, а конкретно в вокальной мелодии. Недооценивать её красоту, переплетённую с гитарными переборами и щёлканьем контрабаса решительно невозможно.

Зловещие аккорды открывают I’m Mad At You. Нет, это не Бэтмобиль, а оригинальная вещь Стрессора с первого англоязычного альбома 2008 года. В этой песне очень любопытная гитарная партия, меняющая традиционный крадущийся рифф на те самые жуткие аккорды.

С Mad City всё неоднозначно. Эта песня мной воспринимается как что-то очень спокойное, если взглянуть поближе на студийную версию. И поэтому Сумасшедший город живьём воспринимается как-то не так. Исполнение замечательное, но как будто этой песне живость не очень к лицу. Хочется слышать её в уютном уединении.

Вот мы и добрались до моей любимой Cannibal Fish! И… тут похожая история. Эта и так невероятно дикая и скоростная, а живьём этого ещё больше. И в итоге получается слишком дико. Хотя голос из зала в конце трека дал куда более исчерпывающую характеристику, и спорить с ним я не намерен.

Стрессор, сайкобилли в Гластонберри Пабе

Full of Zombies это очень интересная обманка. Думали Стрессоры дадут вам песенку, чтобы отдохнуть от сверхсветовых скоростей? Не с теми связались. Как ходячие мертвецы из современных ужастиков, они медлительны только на первый взгляд! Тем более что потом она бесшовно переходит на Bang – песню куда более приятную как по мне. Секрет её привлекательности, в очередной раз, находится в потрясающем припеве.

Смотрите еще  13 Cats - 13 Tracks (2002), а я - единственный пёс в городе!

Вы когда-нибудь пробовали быстро грустить? Ну то есть буквально бежать от душевных страданий? Ну или на велосипеде от них сматываться? И чтоб дождь в лицо холодным душем бил. Вот такие ассоциации вызывает Rain – одна из самых красивых песен в репертуаре группы. Абсолютно универсальная песне в плане публики, потому что мне сложно представить себе человека, которому она не понравится. Студийная её версия закрывает альбом Burn Out!, а концертная закрывает первое отделение. Но у нас впереди ещё целых одиннадцать треков.

Первый из них – инструменталка Zombiedog Playground с сингла про Оптические Иллюзии. Она сменяется обманчиво спокойной Fool Fool Fool, берущей разгон значительно раньше, чем опус про зомбей.

Молниеносно она переходит в слегка гаражный рок-н-ролл You’re Gone, I’m Left, в котором присутствует очаровательная динамическая просадка, которая используется для представления участников коллектива. Сделано это со вкусом и звучит максимально уместно.

Далее Стрессор исполняют Dance Like A Monkey. Это очень танцевальная вещь, и скорее всего признанный хит группы, но у меня он как -то большой любовью не пользуется.

In Your Sky тоже не могу внести в фавориты. Как-то уж непонятно партия томов переходит в панковский рисунок. Неплохо, но как-то не на уровне остального творчества.

Trip On Spaceship значительно интереснее, хотя гармонические эксперименты этой песни мне сложно признать удачными. Но за интересные динамические нюансы на это можно забить.

Stressor в Финляндии в 2014 году
Stressor в Финляндии в 2014 году

А вот с Woodpecker Rock всё очень занимательно. При невнимательном прослушивании через не самую качественную акустику можно подумать, что это приглашенная вокалистка, загадочно подражающая Ванде Джексон. Но нет, вокалист не менялся. Немного волшебства и Андрей превращается в своеобразного кибер-дятла. Очень хороший эксперимент.

Burning Down берёт за душу той самой резвой тревожностью, которую я так люблю в сайке. Как и в песне про двести костей, здесь замечательный протяжный припев, отбивающийся очень эмоциональными акцентами. А ещё ритмический переход в соло – восхитительно. Ну и в паузе перед завершающим припевом выкрики публики бесподобны. Столько лихой русскости я не помню со времен прослушивания Jancee Pornick Casino.

Scream – песня откровенно добивающая, для игры со слушателем в духе Trashmen. Отличная точка, для псевдоокончания концерта.

Бонусом были сыграны ещё песня про кладбищенского кота The Cat, с мяуканьем и прочими веселостями, и Bop-A-Lena – традиционный рокабилли на сверхсветовой скорости.

Таким был концертный альбом группы Stressor. Качественно, весело и очень круто. Если кто не верит в сайкобилли в России сейчас – эту пластинку можно предъявлять как официальное опровержение.

Если вы хотите ещё больше Стрессора, но до Тулы далеко, то есть ещё один способ. Это видеозапись трансляции из Северного тоннеля паркового комплекса «Зарядье», которая состоялась 6 января 2021 года. Я не видел ещё проекта подобного качества в нашей культуре, тем более в нашей стране. Плейлист здесь похожий, но в конце выступления ребята играют свою русскоязычную классику. Максимально рекомендую к ознакомлению.

Музыка тульских мастеров, с её качеством, напором и энергетикой дарит большую надежду на лучшее. Своей деятельностью Stressor показывают, что можно делать очень круто, что время и место вполне подходящее для того, чтобы быть живым. Как рок-н-ролл. Он точно жив.

Stressor, live in St.Petersburg, обложка альбома

Горячий сибирский. Рок-н-ролл, барабаны, видеоигры, экзистенциальная тоска по Югославии.