Сезон зимних праздников – сложная штука. Буквально всю реальность необходимо упаковать в подарки под ёлку, обернуть гирляндами и прочей атрибутикой. Само по себе это здорово, все мы любим праздники. Но иногда приходится буквально притягивать за уши плохо подходящие к этой стилистике вещи. Например такие, как американская сайкобилли сцена “нулевых” годов.
В прошлом году я писал о рождественском альбоме BZfOS, так что не буду нарушать традиции и продолжу гнуть буйную линию. Сборник с говорящим названием Psychobilly Christmas должен подходить для этого как нельзя лучше. Выпущен он лейблом Cleopatra в 2008, а позже был переиздан на виниле в праздничный сезон 2021-2022 года. Версия 2008 года насчитывает аж 19 треков от представителей нервного жанра.
Но всё не так просто! На сборнике представлены только американские команды. А много ли вы знаете американских психобиллов? Мне вот навскидку вспоминаются только Rev. Horton Heat и The Quakes. Первый, кстати говоря, открывает эту пластинку.
Другой момент заключается в огромном диапазоне качества записи и исполнения песен. Панк-составляющая у большинства этих потерянных американцев прямиком из анекдотов: музыка злая, грязная и местами откровенно кривая.
Ну и момент третий: почти всё это уже достояние истории. Большая часть команд ничего не выпускали последние лет десять. В целом это неудивительно, при прослушивании вы поймёте почему.
Первый трек вызывает лёгкое недоумение. Преподобный Хортон Хит решил порадовать нас сёрфом, что несколько диссонирует с названием пластинки. Инструментальная версия популярной рождественской классики We Three Kings начинается с задорной румбы на ударных, которую прямо здесь отдельно похвалю. Такой пацанский джазмен получается. Затем вальяжно заходит сам преподобный с темой на гитаре, не перенасыщая её излишними наворотами. А ещё тут есть соло на органе! На нём скорее всего играл Санта Клаус химселф! Ну и да, это самая качественная композиция здесь.
Далее уже вполне вокальная Don’t Believe In Christmas от The Tabaltix – олдовой банды из Калифорнии. Задорная, прыгучая, немного грязная – всё как надо. А ещё чудесные хлопки и колокольчики, которые задают беззаботное настроение.
Далее откровенно панковская Father Christmas от Los Gatos Locos. Эта песня чистый Рамонс и никакого сайкобилли не наблюдается, но видимо ветеранам из Сиэттла виднее.
А вот Coffin Draggers из Лос-Анджелеса представляют уже максимально подходящее психоварево из Jingle Bell Rock и Джингл Беллс (полный). Первая сделана ближе к традиционному исполнению, хотя знатно дуреет на бридже, и переходит в абсолютно безумный разгон из второй. А ещё в конце трека милейшее поздравление от музыкантов.
Их одноштатники из The Curs наглядно вскрывают один из минусов этого сборника. Дело в том, что в этих разных записях нет элементарной нормализации громкости, а сами записи уж очень разнообразного качества. Так что спокойно послушать, без кручения громкости этот пласт будет послушать крайне тяжело. Но всё это не так уж важно, ведь здесь кавер на песню Jackson 5 – I Saw Mama Kissing Santa Clause. Да, тех самых, где Майкл и его родня. Получилось очень любопытно, особенно учитывая звучание старой сайко-школы. Мой личный лайк за качели темпа. Это здорово.
Christmas Without You от The Triggers очень глубоко погружает нас в американскую жизнь, поскольку это испаноязычная версия. Про неё мне сказать почти нечего, потому что во всех этих Мариачи я мало что понимаю. Да и к сайке это сложно отнести, но они тоже празднуют Рождество, так что пускай прочие гринго отдохнут один трек.
I’m Getting Pissed For Christmas резко исправляет ситуацию. Бескомпромиссно напористая панкобили песня заряжает энергией на закрытие новогодних дедлайнов и мелкую нарезку оливье. Жаль, что калифорнийцы Bamboula оставили после себя так мало дискографии. Этих ребят я бы послушал повнимательнее.
Dr. Bizarro’s Victims в этом контексте совсем не жаль. Rockin’ Around the Christmas Tree они просто разогнали до одури и такое исполнение даже в контексте жанра не особо радует.
Ну и без этой песни нельзя было! You’re A Mean One, Mr. Grinch! И… The Van Orsdels сделали что-то очень странное. Звучание гитары и её хэви-метальные запили вызывают у меня флешбэки панк-фестивалей нулевых годов. Zoom 505, не ты ли это? При этом остальная песня плохо сочетается с рифом. Да ещё эта вокальная лажа! Так себе.
А вот потешная песня, про бабулю, забывшую принять Grandma Got Run Over By A Reindeer от безумных боевых барышень из Thee Merry Widows получилась очень органично. Ну, то есть само исполнение мне сложно похвалить, но как же это вписывается в концепцию группы!
Следующая композиция на этот раз авторская. Gunslingin’ Santa от Knock Galley West таранит уши острейшим вокалом, как пара револьверных пуль. Это песня мне бы действительно нравилась, если бы не настолько грязное исполнение. Образ ковбойского Санта Клауса сам по себе весьма креативный, дак ещё и отлично подходит стилистике. В память эта песня врезается очень хорошо, не один хирург не достанет.
I’ll Be Home For Christmas от The Red Rippers и Run Rudolph Run от The Kraneos вновь представляют из себя бессмысленный и беспощадный разгон классики. Сносно, но не более.
Merry Christmas, Everybody в исполнении Asmodeus в целом хороша. В сравнении с версией BZfOS я всё таки выберу зомбарей, но тут всё тоже очень здорово. Кстати говоря, это единственные заезжие гости на пластинке. И европейская школа сразу показывает себя с выгодной стороны.
The Coffin Caddies сходу подкупили меня своей готичностью, очень люблю такое. Ну и Halloween On Xmas всё-таки авторская вещь, а это всегда дороже.
F*#k Christmas – ну, что ж…. Это странно. Очень странно. Загадочный крик под банджо. Я бы сказал, что это деткантри грайндобилли, надеюсь вы меня поймёте. The God Damn Gallows явно поиздевались над составителями сборника и слушателями. Трек полностью оправдывает своё название.
Shot My Baby For Christmas – вещь весьма любопытная. Действительно хорошая авторская работа The Vaudevilles. И это вроде как вообще их единственная песня, потому что об этом составе я не нашёл информации нигде вообще. Почти лост медиа, только лост бэнд.
Blue Christmas в исполнении The Load Levelers заставляет Элвиса Пресли вертеться на своей родной планете. В целом это обычный для этой пластинки разгон классики. Ничего особенного, кроме безумного саксофона.
Завершает пластинку Silent Night, Deadly Night от The White Coffin Terror. Откровенно хоррорпанковая вещица, недостаточно сильная, на мой вкус, чтобы закрывать сборник.
Резюмируя вышеописанное, мы имеем крайне странный сборник, который я не буду рекомендовать неофитам: слишком тут всё грязно и однообразно. Есть ощущение, что большинство команд пытались выдать хоть что-нибудь на рождественскую тему, которая на самом деле с ними мало резонирует. Да и какое рождество в Калифорнии? Там ведь и снега-то нет.
Наибольшая ценность пластинки в огромном наборе очень уж подпольных банд, что даёт возможность представить себе сцену в те годы. Я по-доброму завидую тому, что всё это месиво записано и издано на подобном сборнике. Удивительно как это похоже на урало-сибирские наши нулевые, вот только у нас потеряно значительно больше.
Если в прошлом году новогоднее психобилие напоминало голубой огонёк, то это локальный фестиваль в рок-клубе провинциального города, где-то в первую неделю января. Да, тот самый, с уймой групп, лажёвым звуком, полупустым залом и неоправданно дорогим пивом. Всё это вместе вызывает лютую ностальгию по духу 2007 года, куда никто никогда не вернётся.