Золотой мальчик рок-н-ролла Рики Нельсон в конце 50х он составил конкуренцию Элвису, а в начале 1960х стал одним из главных идолов тинейджеров, один за другим выдавая поп-хиты, представляющие собой рафинированный рок-н-ролл. Если говорить по терминологии из Плаксы, то условно Элвис был из клана Greasers, а Рики – родом из Drapes. Взрослый Рик Нельсон в последующие после угасания популярности рок-н-ролла годы никогда не получал такой славы, какой он действительно заслуживал, хотя он продолжал расти в музыке и создавал великолепный кантри-рок вместе со Stone Canyon Band. В 80е в годы ривайвла Рик участвовал в рок-н-ролльных шоу и активно гастролировал.
Рики Нельсон (Eric Hilliard Nelson) родился 8 апреля 1940 в семье Оззи и Харриет Нельсонов, отец был руководителем биг-бэнда, играл на гитаре, а мама была певицей в этом оркестре. А вместе родители вели шоу на радио The Adventures of Ozzie and Harriet, которое потом перекочевало на телевидение, миграции предшествовал пилотный художественный фильм Here Comes The Nelsons (1952).
Так что у Рики были все предпосылки, ведь он вырос в музыкальной актерской семье, и с 8 лет начал сниматься в ситкоме. Оззи был не только музыкант, но и талантливый бизнесмен, ведь ему было под силу записывать пластинки, вести передачу на радио и сообразить ситком аж на 16 лет (рекорд, который побьют только в 2017 году), и кроме того помочь в запуске музыкальной карьеры младшего сына. Помимо музыки у Рики были успехи в кино: он снялся в вестерне “Рио Браво” (1958) вместе с Джоном Уэйном и Дином Мартином, а также в приключенческом фильме “Самый дурацкий корабль в армии” (1960), где его партнером был Джек Леммон.
I’m Walking (1957)
Рики узнал, что его девушке нравится Элвис и ответил ей, мол ничего особенного и что он тоже так может. Сказано-сделано и Рики в 16 лет дебютировал в ситкоме с кавером на Фэтса Домино. Оззи Нельсон был хорошим предпринимателем и сингл с песней I’m Walking, вышедший как раз перед эпизодом, после выхода продался тиражом в 1 миллион копий за неделю. Это было невиданно. По сути это был один из первых рок-н-роллов на ТВ, так что Рики принес рок-н-ролл в американские дома через ситком Ozzie & Harriet. Последовали гневные письма от тех, кто был против присутствия черной расовой музыки в национальном шоу. В 80х Рики с Фэтсом будут исполнять песню вместе но одном из концертов чествования рок-н-ролла.
Be-Bop Baby (1957)
Незатейливая песенка про девочку-тинейджера, написанная Перл Лендхерст, быстро стала хитом, достигнув третьего места в чарте Биллборд. Милый безобидный текст про танцы и счастливого паренька. На соло-гитаре сыграл Joe Maphis, наставник Collins Kids, и Лорри Коллинз одно время была девушкой Рики, поговаривали о женитьбе, но не сложилось. В наши дни песня была перепета девичьей группой The Bugaloos, а после и Даррелом Хайемом на его альбоме Believe What You Hear (A Tribute To Ricky Nelson).
If You Can’t Rock Me (1957)
Вполне себе угроза – “если ты не сможешь меня удовлетворить, я найду ту, что сможет”. На гитаре очевидно снова Джо Мэфис. Не путать с песней Роллингов 1974 года. Одна из версий текста звучит так “позависай здесь детка, дай мне еще немного времени, у меня столько девчонок, что я не могу определиться”.
Poor Little Fool (1958)
Эта песня авторства Шэрон Шили стала хитом номер 1 в Billboard Hot 100. В ее основе остроумно рассказанная история – девушка играла с чувствами парня, он как дурачок влюбился и ему потом стало больно, когда она ушла, но ведь до этого он сам играл в такие игры с другими девушками и не подозревал, что кто-то сыграет такую шутку с ним. На бэк-вокалах The Jordanaires, как и на многих песнях Рики того периода. Здесь классическая поп-гармония I-VI-IV-V, которая также есть в очень похожей “Teenager In Love” Диона, но выйдет годом позже.
Stood Up (1958)
Классика рокабилли, эта песня смягчается спокойным голосом Рики, зато как качает гитара Джеймса Бёртона, режет как бритва! В 80х на живых концертах Рика она звучала мощнее и энергичнее. Едва ли не больше оригинала известна версия Stray Cats.
Waitin’ In School (1958)
Дождаться окончания школьных занятий, чтобы потом отправиться в магазин (аптека-кафе-закусочная, drugstore), где зависали подростки, выпить содовой и потанцевать с подружкой. Песня практически на одном аккорде, а как качает! Плотный речитатив и фразировка великолепны и идеально подходят голосу Рики. На концертах 1985 года Рик с группой исполняли эту и предыдущую песню в паре.
Believe What You Say (1958)
“Верю в то, что ты говоришь” – братья Бернетты из Мемфиса, мекки рокабилли, писали для Нельсона хиты. Парень верит девушке, и все здесь без подвоха.
Lonesome Town (1958)
Песня прозвучала в Криминальном Чтиве и тогда подростки 90х узнали о Рики Нельсоне. И хотя эта идеальная баллада стала очень известной, она не дает подлинного представления о нашей звезде, здесь он звучит как один из многих поп-певцов конца 50х. Но песня так хороша, что была множество раз перепета, в т.ч. на своих концертах ее исполняли Джерри Гарсия, Том Петти и Боб Дилан.
Never Be Anyone Else But You (1959)
Мягкая проникновенная баллада, Рики поет и ему веришь, действительно никого другой для него нет и не будет. Прекрасное сочетание гитары и клавиш.
It’s Late (1959)
«Уже поздно» — классическая рок-н-ролльная песня Рики Нельсона, написана Джонни и Дорси Бернеттами, и отличается быстрым ритмом и запоминающимися гитарными риффами Джеймса Бёртона. Дорси записал свою песню в 1956, у Рики более претенциозная аранжировка.
Old Enough To Love (1959)
С альбома Ricky Sings Again. Здесь любимая гармония, это начало голубоглазого ду-вопа. Что-то слишком рано молодой человек решил, что он стар для всей этой любви.
Hello Mary Lou (1961)
Визитная карточка Рики Нельсона с фирменным звуком телекастера Джеймса Бёртона. Песня была написана Джином Питни и сначала исполнялась Джонни Дунканом с группой The Sparks, но в его эстрадной манере она не звучит как молодежная и гораздо более интересна версия 21-летнего Рика. Из других каверов на нее стоит отметить версию Джона Фогерти (с которым Рик еще поработает, спев песню “Big Train from Memphis” для альбома “Class of ’55” Карла Перкинса).
Travelin’ Man (1961)
Хит номер 1 в США и Австралии. В Джонни Замше обыгран момент, когда тот ставит девушке пластинку Рики Нельсона, после “Travelin’ Man” она просит поставить что-нибудь еще, а он лишь переворачивает пластинку на другую сторону, а она говорит, что это опять одна и та же песня. Ну а ТВ-эпизод для “Travelin’ Man” стал чуть ли не первым музыкальным видео в истории. Джерри Фуллер написал эту песню для Сэма Кука, вместе с Гленом Кэмпбеллом они сделали демо и передали менеджеру Кука, который после прослушивания выбросил запись в мусорное ведро.
My One Desire (1961)
Снова Бернетты и гитара Бёртона расставляет акценты. Stray Cats включили хит в свою первую концертную программу на волне своего успеха и разнесли тему по всему миру, дав песне вторую жизнь, сделав ее грубее и сексуальнее.
It’s Up to You (1962)
“Давай уже определись, и делай что должна, я все сказал тебе о своих чувствах, так что ответ за тобой”. Роскошное гитарное соло Джеймса, увы, короткое. В аранжировку добавилась труба, выпевающая испанские мотивы. Бэки Джорданарис также решают.
Teenage Idol (1962)
Большой хит для Нельсона, он тогда официально уже сменил Ricky на Rick. Песня об изнанке шоу-бизнеса. Люди могут завидовать ему, но они и представления не имеют, насколько идол тинейджеров может быть одинок. И если он устал, то он не может отдохнуть, ведь надо собираться и ехать, улыбаться и делать шоу.
Fools Rush In (1963)
Быстрая версия баллады, где гитаре Бёртона дали как следует развернуться и он разукрасил ее своими дабл-стопами и бендами. Песню исполнял и Элвис в своих Нэшвилл-сессиях в 70х, вот здесь две звезды творчески пересеклись, ведь Джеймс Бёртон ушел к Королю и продолжил играть свои лучшие партии. Я помню и медленную версию с оркестровкой Нельсона Риддла, под которую спел отрывок песни “папа” Винсента Галло в фильме “Баффало 66”.
I Will Follow You (1963)
Эта среднетемповая песня идеально воскрешает образ начала 60х. Роскошно аранжированная поп-баллада. А потом пришли Битлз “Держи меня за руку”. И многие американские музыканты вдруг оказались в тени.
There’s Nothing I Can Say (1964)
Простая песня с уже более сложной аранжировкой под стать современным на тот момент веяниям.
Since I Don’t Have You (1965)
С альбома Best Always, представляющий сборник джазовых и поп-стандартов в исполнении Рики. В этой песне Рики раскрывает свой вокальный талант с новой стороны, беря ноты из более высокого диапазона, что впрочем ему легко удается.
Promenade In Green (1967)
Тихая акустическая фолк-баллада с альбома Another Side Of Rick о главной радостях в жизни – о своих детях. Там упоминаются Трейси, Гуннар и Мэттью.
Garden Party (1972)
В 1971 году Рики принимал участие в чествовании рок-н-ролла в Madison Square Garden. Он сыграл несколько своих старых хитов, а потом перешел к новым песням типа “Honkytonk Women” Роллинг Стоунз и “She Belongs To Me” Боба Дилана и был освистан публикой. Возможно шум и возмущение зрителей было продиктовано тем, что полицейские слишком активно утихомиривали танцующих фанатов, но Рики принял это на свой счет. И по такому случаю написал одну из самых знаковых песен начала 70х и свой единственный хит в этом десятилетии.
True Love Ways (1985)
По иронии судьбы эта версия песни Бадди Холли станет последней песней, записанной Риком. В его варианте нет струнных, есть только акустическая гитара и бас. Через пять дней его не станет.
Rick Nelson – True Love Ways
…Это был самолет Douglas DC-3 1944 года, ранее принадлежавший Джерри Ли Льюису и у него барахлил газовый отопитель. Однажды отопитель начал дымить при разгоне на взлетной полосе и поэтому музыканты пропустили участие в концерте Farm Aid, отменив полёт. А в аккурат перед Новым Годом 31 декабря 1985 он загорелся во время полета, так что пилотам пришлось срочно сажать самолет, они посадили его в поле и сами спаслись с серьезными ранениями, но из пассажиров не удалось спастись никому. Самолет сгорел, все шестеро оставшихся на борту погибли. Последними словами Рика на последнем концерте были “Rave On For Me!”
Пластинка The Cramps “Date With Elvis” вышедшая в 1986 году была посвящена памяти Рики Нельсона.
Рики сопровождал меня в определенный период жизни, лет 15 назад. Я записал его альбом на флешку и мы слушали этот ранний рок-н-ролл в ВАЗ-2104 с тогдашней подругой летом по дороге на какое-то дальнее озеро в области, чтобы там загорать и купаться. А еще мой лучший друг ездил тогда на BMW E34 и на трассе нас сопровождал сборник All My Best от Рики, отлично заходивший под скорость и ночь.
Рики был легендой уже при жизни. С Гленом Кэмпбеллом они стали хорошими друзьями. Как и с Бобом Диланом. С Джорджем Харрисоном они были соседями в LA. Он был одним из создателей калифорнийского кантри-рока, во время расцвета Стоун Каньон Бэнда он сам написал очень много песен. И этот период творчества Рика достоен отдельной статьи.