Литл Ричард, родившийся 5 декабря в 1932 году в Мейконе, штат Джорджия, под именем Ричард Уэйн Пенниман, был стихийной силой, которая не просто играла рок-н-ролл — он сам был рок-н-роллом. С голосом, который был вулканической смесью евангелистского пыла и первобытного крика, и ударным стилем игры по фортепиано, он сформировал звучание и дух жанра. Его яркая персона и необузданная сексуальная экспрессия проложили путь для новых поколений исполнителей, от Мика Джаггера и Дэвида Боуи до Джеймса Брауна и Принса.
Его учительница, Сестра Розетта Тарп, рано распознала его талант. Всю оставшуюся жизнь ему поклонялись последующие за ним иконы музыкального Олимпа: Джеймс Браун превозносил его за то, что он «придал фанку ритм»; Боб Дилан жаждал когда-нибудь присоединиться к его группе; Пол Маккартни и сотни других музыкантов освоили его дикую, хриплую, кричащую манеру пения. Джими Хендрикс, как известно, сперва играл в группе Литл Ричарда, однако был уволен за то, что слишком тянул одеяло на себя, а после стремился сделать со своей гитарой то же, что Ричард проделывал со своим голосом.

Его магия проявилась на лос-анджелесской Specialty Records (1955-1957), где он записал свои самые впечатляющие хиты. Лишь три сингла возглавили R&B-чарты Billboard, однако его влияние затмило остальных участников чартов, сформировав саму суть популярной музыки. Ниже здесь представлены 10 его самых знаменитых рок-н-ролльных гимнов, фундамент, на котором было построено так много поп-музыки. Его называли Архитектором или даже Квазаром рок-н-ролла. Его манера слышится и в голосах современных нео-рокабилли артистов, таких как Nick Curran или JD McPherson.
10. Ready Teddy (1956)
«Ready Teddy» — это взрывной трек, представляющий собой захватывающий двухминутный спринт сексуального предвкушения, замаскированный под танцевальный номер. Первоначально песня была би-сайдом к «Rip It Up», но в 1956 году немного не дотянула до топ-40. О написанной вещи в соавторстве с Джоном Мараскалько и продюсером Робертом Блэквеллом, Ричард позже вспоминал: «Они принесли мне слова, а я придумал мелодию… Я действительно сделал их хитами». Его вокал — это неустанная сила, едва ли не заглушающая ритм-секцию.
Знаменитые каверы: Элвис Пресли, Бадди Холли, Адриано Челентано.
9. Jenny, Jenny (1957)
«Jenny, Jenny», шедевр маниакальной, повторяющейся энергии, — это не столько песня, сколько инструмент для выражения навязчивой животной страсти Литтл Ричарда. Песня засияла благодаря выдающимся сессионным музыкантам из Нового Орлеана в студии Козимо Матасса J&M, особенно тенор-саксофону Ли Аллена и сакс-баритону Элвина «Рэда» Тайлера. Крик Литл Ричарда — образец непринуждённого рок-стандарта, превращающего простое повторение в нечто захватывающее.

8. Keep a Knockin’ (1957)
Эта песня — определяющий скачок от джамп-блюза к рок-анархии, чистый, нарастающий шум. Под культовый дабл-шаффл-интро барабанщика Чарльза Коннора, которому позже Джон Бонэм воздал почтение в песне «Rock and Roll», Ричард яростно исполняет главную реплику. Оригинал песни датируется 1928 годом, но версия Ричарда, который сделал её своей, стала эталоном.
Знаменитые каверы: Everly Brothers, Led Zeppelin.
7. Slippin’ and Slidin’ (1956)
Этот би-сайд к монументальной песне «Long Tall Sally» сам по себе стал классикой. Ричард взял за основу более раннюю, более медленную ритм-н-блюзовую версию «I’m Wise» Эдди Бо, ускорил ее и, выпустив песню через неделю после Бо, полностью затмил предшественника своим рок-н-ролльным шквалом. В ней проявилась его перкуссионная фортепианная «фишка», которая определяла звучание.
Знаменитые каверы: The Band.
Eddie Bo – I’m Wise:

6. Rip It Up (1956)
Эта проверенная временем история о том, как провести выходные, стала вторым ритм-н-блюзовым хитом Ричарда, возглавившим чарты. Написанная Робертом Блэквеллом и Джоном Мараскалько, она была настолько популярной, что её исполняли все гиганты эпохи 50х. Однако версия Ричарда отличалась обманчивой, заводной лёгкостью, в припеве звучал игривый фальцет, а в куплете демонстрировались его недюжинные вокальные способности. В фильме Элвис (2022) показано, якобы Элвис тесно общался с Литл Ричардом, однако белый Король рассматривал черного Короля как соперника и вдобавок его терзала мысль, что не он изобрел рок-н-ролл, а Ричард.
Знаменитые каверы: Элвис Пресли, The Everly Brothers, Чак Берри, Бадди Холли, Билл Хейли.
5. The Girl Can’t Help It (1957)
Заглавная песня к знаменательному фильму с Джейн Мэнсфилд 1956 года, написанная Бобби Трупом (автор Jingle Bell Rock) и изначально предназначавшаяся для Фэтса Домино. Ричард сделал её своей, сыграв с ухмылкой и хриплым вокалом. Фильм, в котором также снимались Джин Винсент и Эдди Кокран, летом 1957 года поразил юного Джона Леннона, продемонстрировав его кумиров. Исполнение Ричарда превращает свингующий бит в свидетельство необузданной сексуальности.
Знаменитые каверы: The Animals.

4. Lucille (1957)
Этот более блюзовый и размеренный шаффл, написанный совместно с Альбертом Коллинзом, стал последним “хитом номер один” Ричарда на лейбле Specialty. Записанный в низком регистре, с прерывистой структурой и отчаянным, умоляющим вокалом — особенно его грубым криком в «seal» песни «Lucille» — предвещал новое направление рока и стал пионером бесполой, маниакальной страсти.
Известные каверы: Everly Brothers, The Beatles, Deep Purple, AC/DC.
3. Good Golly, Miss Molly (1958)
Для хита, написанного с прежними соавторами, Ричард позаимствовал у диджея Джимми Пенника заглавную фразу и наполовину скопировал фортепианное вступление Айка Тёрнера из «Rocket 88». Он признавался: «Мне всегда нравилась эта пластинка… когда мы искали вступление… я сделал это, и оно подошло». Эта песня, где его голос достигает апогея, стала одним из самых непреходящих гимнов.
Знаменитые каверы: Jerry Lee Lewis, Creedence Clearwater Revival, Mitch Ryder & Detroit Wheels.

2. Long Tall Sally (1956)
Эта песня, изначально называвшаяся «The Thing», закрепила звездный статус Ричарда. Она стала его первой пластинкой №1, продержавшись на вершине хит-парадов целых 19 недель. Текст песни, в котором фигурируют дядя Джон и длинноногая Салли, намекал на что-то непристойное и возможно незаконное. Её мощная и стремительная подача сделали её своего рода обрядом посвящения для многих групп.
Знаменитые каверы: The Beatles, Элвис Пресли.
1. Tutti Frutti’ (1955)
Шедевр, потрясший мир. Её бессмысленный рефрен — «А-воп-боп-а-лу-боп-а-лоп-бам-бум!» — стал революционным боевым кличем. Песня начиналась как непристойный клубный номер с нарочито откровенным текстом, включая оригинальный припев: «Tutti frutti, good booty / If it don’t fit, don’t force it / You can grease it, make it easy». Продюсер Бампс Блэквелл нанял автора Дороти Лабостри, чтобы та смягчила текст для широкой публики, превратив недвусмысленный рефрен с «good booty» в более завуалированный «tutti frutti, aw rooty». Эта подчищенная версия превратила грубый, плотский восторг в 2,5-минутную песню, которая навсегда изменила популярную музыку.
